РИГА, 18 окт — Sputnik, Дмитрий Олейников. В пакет сопроводительных документов к проекту бюджета следующего года, переданных на рассмотрение в комиссии Сейма, входит и такой, который позволяет кабинету министров установить требование к минимальному количеству учеников в школах. Учебные заведения, которые не соответствуют критериям, будут закрыты.
Изучив проект документов, направленных министерством образования и науки на рассмотрение в парламент, Союз самоуправлений Латвии объявил, что готов обратиться в Конституционный суд, чтобы оспорить проекты, в случае их утверждения.
Самых малых лишат финансирования
Новые изменения в законе об образовании были предложены совсем недавно, в октябре этого года. В них, в частности, сказано, что всеобщие образовательные учреждения смогут продолжать работу только в том случае, если будут соответствовать критериям минимально допустимого количества учеников в школе. Право определить – сколько учеников должно находится в школе – устанавливает, согласно проекту поправок, кабинет министров. Причем минимальное количество учеников будет установлено не только в школах, но и в их филиалах в сельской местности.
При этом, согласно правилам, государство не только снимает с себя обязанность финансирования зарплат педагогам для тех школ, которые не смогут набрать достаточное количество учеников, но и запрещает самоуправлением финансировать подобные школы. Что касается частных школ, то они могут продолжать существовать в случае малого количества учащихся, но только за счет частных вложений – дотации на зарплаты педагогам будут также отменены.
Школу также могут лишить финансирования, если качество образования в ней не соответствует требованиям.
Поясняя необходимость изменений в законах, министерство образования и науки ссылается на план действий, подготовленный правительством, который предусматривает обеспечить "качественную сеть учреждений всеобщего образования и комплекс решений по мобильности учащихся". Как отмечают в министерстве, сейчас на содержание раздробленной школьной сети расходуется слишком много финансовых и других ресурсов.
Цифры бюджета свидетельствуют, что если в 2020 году на образование выделено 661 миллион евро из госбюджета, а еще 123 миллиона будет вложено из средств Европейских фондов, то в 2021 году государственное финансирование сократится до 648 миллионов евро, а европейское – до 37,5 миллиона. В 2022 году сокращения продолжатся – 648 миллионов и 3,8 миллиона евро, соответственно.
Мало – это сколько?
В законопроекте не указаны точные цифры "минимума" школьников. Однако 21 мая этого года правительство поддержано информационное сообщение "Об упорядочивании сети школ", подготовленное министерством образования и науки. (В нем, кстати, было отмечено, что без реорганизации школьной сети будет невозможно обеспечить увеличение зарплат педагогов). А на днях министр образования и науки Илга Шуплинска заявила, что, наконец, надо разобраться "со школами, рассчитанными на 150 человек, но в которых учатся только 30 детей".
Минимальное количество учеников для самоуправлений планируется установить на основании числа жителей для каждой конкретной территории, в том числе, с учетом предстоящей административно-территориальной реформы. В сообщении, утвержденном правительством, приводятся следующие цифры.
В городах с числом жителей более 50 000 – Рига, Даугавпилс, Лиепая, Елгава: в начальных школах с 1 по 6 класс должно находится по 400 человек; в основных школах с 1 по 9 класс – 450 человек; в средних школах с 10 по 12 класс – 150 человек. (По данным на 1 сентября 2019 года таким критериям отвечали, в среднем, 4 начальные школы из 5, 9 основных школ из 21. И 33 средних школы из 107).
В центрах развития административных территорий – Вентспилс, Талсы, Тукумс, Кулдига, Салдус, Добеле, Бауска, Лимбажи, Цесис, Валмиера, Валка, Гулбене, Алуксне, Мадонна, Огре, Айзкраукле, Екабпилс, Прейли, Краслава, Резекне, Лудза, Балви, Смилтене, Сигулда, Ливаны – а также в краях Рижского региона – в Юрмале, Марупе, Олайне, Кекаве, Саласпилсе, Адажи: в начальных школах с 1 по 6 класс должно быть 300 учеников; в основных школах с 1 по 9 класс – 360; в средних школах – 120.
На остальной территории Латвии (кроме отдаленных малозаселенных территорий): в начальных школах с 1 по 6 класс – 35 (в виде филиалов других учебных заведений); в начальных школах – 80, в средних школах – 45.
На малозаселенных, удаленных территориях (в поселках, расположенных более чем в 25 километрах от ближайшего учебного заведения, или таких, откуда путь до ближайшей школы на общественном транспорте занимает более 1 часа) – минимально допустимое число учеников в школах составляет, соответственно, 15, 70 и 30.
Что скажет парламент?
На последнем заседании комиссии Сейма по образованию, культуре и науке у депутатов уже возникли обоснованные сомнения: почему настолько важный для сферы образования законопроект надо принимать в ускоренном порядке – всего в двух чтениях (как это принято с законопроектами, включенными в проект бюджета). Возможно, обсуждение потребует больше времени. Но, по словам министра образования и науки Илги Шуплински, рассмотрение в срочном порядке не запрещает депутатам подавать свои предложения об изменениях в законопроекте.
Против срочности принятия поправок возражает и Союз самоуправлений. Согласно письму, который совет отправил депутатам, "законопроект не согласован со всеми заинтересованными сторонами, а только с министерством юстиции и министерством финансов. Вопреки требованиям закона о самоуправлениях, законопроект не согласован с представителями местной власти". Самоуправления указывают: согласно закону, обеспечение образования – это функции самоуправления, но намеченные министерством изменения в законе об образовании не позволяют их реализовывать.
Советник Союза самоуправления по вопросам образования и культуры Инара Дундуре отмечает: основное образование в Латвии – обязательно, поэтому, реорганизуя школьную сеть, нельзя ограничить права на его получение. В противном случае, будет нарушена статья 112 Сатверсме, которая устанавливает право каждого человека на образование. И это может послужить поводом для обращения в Конституционный суд.