РИГА, 19 сен — Sputnik, Андрей Татарчук. В Латвии заканчивается строительство ограждений на границе с РФ протяженностью более 282 километров, на границе с Беларусью также планируется возвести забор. "Восточная стена" строится со скандалами. Sputnik поговорил с Марисом Пейлансом, председателем правления фирмы Igate – проектировщиком и генподрядчиком строительства этих объектов.
Строительство пограничных стен стало четкой тенденцией ХХI века. Два года назад Венгрия завершила строительство ограждений на границе с Сербией – 155 километров в длину и три метра в высоту. Также Венгрия отгородилась от Румынии, Австрия - от соседей по ЕС Германии и Италии в области Тироль, заборы с колючей проволокой появились в Словении и Норвегии. С большим энтузиазмом строили, пожалуй, только крепостные фортификации в период Крестовых походов в феодальной Европе.
Валы, капониры, траншеи и "егоза"
Примеров возведения заборов много, и конечно, стена Трампа на границе США и Мексики обещает превзойти все. Даже Украина с оглядкой на перспективы евроинтеграции в одностороннем порядке начала возводить "самый современный и непреодолимый европейский вал" на границе с Российской Федерацией. Правда, сооружение траншей, рвов, заборов с проволокой "егоза" высотой 4-6 метров, как было задумано при авторе проекта премьере Арсении Яценюке, еще находится в самом начале и осложнено коррупционными скандалами.
В случае Латвии намерение отгородиться двухметровым забором со спиральной проволокой, датчиками и контрольно-следовой полосой объясняют контролем ЕС за нелегальными беженцами – например, в Норвегии на 80-километровой границе с российской Мурманской областью также появилось подобное ограждение. Латвии предстоит построить до 2020 года забор на границе с Россией протяженностью 282,6 километра, еще годом позже – отгородиться от белорусов 120-километровым забором. Уже сейчас понятно, что проекты на обоих участках госграницы в Латвии, как и в украинском случае, срываются по срокам и не вписываются в бюджеты.
Как рассказал Sputnik Марис Пейланс, на российской границе, согласно проекту, построен 93-километровый забор, который уже можно наблюдать на КПП Терехово – Бурачки. По всей оставшейся протяженности рубежа построена контрольно-следовая полоса и укрепленная дорога вдоль границы, по которой легко проехать на квадроциклах.
Техника и деньги в болотах
"При строительства мы столкнулись со сложностями – очень суровые условия работы, техника, бульдозеры и грузовики тонули в болотах. Мы убрали и вывезли лес и кустарник по всей длине границы с Россией, то же самое нам предстоит сделать на латвийско-белорусской границе. Стоимость работ у нас меньшая в ЕС – в Венгрии, в Австрии и, возможно, даже на Украине заборы намного дороже", - говорит Пейланс.
Контракт фирмы Igate с МВД в лице Государственной пограничной службы в случае российского забора готовился в 2014 году и был утвержден по ценам 2015 года – общая сумма составила 21,168 миллиона евро с НДС. В настоящее время генподрядчик освоил 15,562 миллиона евро без учета налогов. В другом договоре о создании белорусской пограничной зоны смета составлялась уже по ценам 2018 года, сумма контракта 22,851 миллиона евро без НДС, или 27,649 миллиона евро, включая налог. На сегодняшний день работы выполнены менее чем на 6% от этой суммы.
"Это два разных договора и смета в случае работ на границе с Беларусью вызвана общим ростом цен в строительной отрасли: например, в 2015 году мы платили работникам в среднем 594 евро до вычета налогов, сейчас это уже 1363 евро. С 2014 года, когда Латвия решила строить забор и укрепления на границе с Россией, зарплаты увеличились в 2,3 раза, а у нас 280 работников", - говорит Пейланс.
Бизнесмен сам не рад, что взялся за бесприбыльные фортификационные работы – строительство забора на российской границе оказалось "золотым".
Забор как задача для настоящего Лачплесиса
В начале сентября Бюро внутренней безопасности задержало бывшего главу Госпогранохраны Латвии генерала Нормундса Гарбарса и главу правления фирмы Igate Мариса Пейланса. Пограничников и строителей подозревают в серьезных нарушениях при обустройстве восточной границы Латвии. Обоих суд на следующий день отпустил, но, как заявил министр внутренних дел Сандрис Гиргенс (KPV LV), подозрения могут стать основанием прекратить отношения со стройфирмой Igate.
Генподрядчика подозревают в незаконной вырубке леса на 12-метровой меже вдоль восточного форпоста и последующей его продаже, а также в том, что мосты на границе с белорусской Витебской областью почему-то оказались в четыре раза дороже мостов, построенных на границе с РФ - 650 тысяч евро против 150 тысяч.
Однако Пейланс отрицает все обвинения. Первое: это – два различных конкурса МВД, в них участвовали и другие строители, а ценовые предложения в случае фортификации с РФ и укрепления с Беларусью – разные, как и условия проектов.
И второе: четыре моста на границе с Россией требовалось проложить только для пограничников с минимумом спецтребований - чтобы по ним можно было пройти пешком, проехать на снегоходе и квадроцикле. Мост через речку Росица на границе с Беларусью был построен меньше года назад и стоил уже 650 тысяч евро, но там другие требования, он выдерживает большую нагрузку. Всего пограничникам необходимы четыре таких моста, что в сумме составит 2,7 миллиона евро.
"Мы на 90% реализовали проект на границе с Россией, и нарушителей границы стало меньше за год (202 в прошлом году, 7 – в текущем). Подозреваю, что расследование, проводимое в настоящее время Бюро внутренней безопасности, представляет интерес для всех, кто хочет отложить строительство пограничной зоны Латвии и подорвать репутацию нашей строительной компании", - заявил Марис Пейланс, обвинив журналистов латвийского телевидения TV3, рассказавших о ходе расследования дела, в создании фейковых новостей.
По его словам, фактами манипулируют, ложь выдается за правду, представленный в качестве эксперта Кристапс Калванс указан как работник некой фирмы Forest Mentor, у которой отрицательные показатели доходности, и налоги в ней никем и никогда не платились. Более того, экспертиза Калванса свелась к осмотру Google Map, после чего им был сделан вывод, что лес спилен и украден, заявил Пейланс.
Судиться с журналистами он, впрочем, не собирается, но апеллирует к презумпции невиновности.
В этой истории пострадавшие пока – МВД, Погранслужба Латвии и два длинных участка укреплений на границах республики с Россией и Беларусью. Среди стран западного сообщества, с энтузиазмом строящих укрепления на границах с соседями, только Латвия попала в такую историю.