"Человек за спиной" уезжает из Латвии

© Sputnik / IGOR MEIDENАлександр Айзнер
Александр Айзнер - Sputnik Латвия
Подписаться
В стране фактически не осталось теперь уже и настоящих телохранителей, которые из-за крошечного местного рынка уезжают работать по специальности в богатые страны Европы, где они буквально нарасхват

РИГА, 24 фев — Sputnik, Евгений Лешковский. Многие на это даже внимания не обращали. В Латвии сейчас полным-полно охранников, на эту работу идут даже бывшие учителя и спортсмены, не нашедшие места под солнцем. При этом телохранителей почти нет, хотя раньше, еще лет пятнадцать назад, их было достаточно много. Более того, фактически не осталось и инструкторов, всесторонне обучающих работе "человека за спиной". Почему? И в чем секреты одной из самых рискованных и опасных профессий?

Об этом и еще о многом может рассказать Александр Айзнер - легендарный латвийский инструктор в системе обучения телохранителей. Сейчас он работает под эгидой Международной ассоциации телохранителей и служб безопасности, воспитывает в том числе иностранных специалистов.

Западный бодигард даже под "кирпич" не поедет

"С иностранцами интересно, например, с англичанами, которые у меня обучались. Думаю, если бы они тут у нас оказались в веселое время 1990-х, то в буквально смысле - прожили бы недолго и они, и те тела, которые должны ими охраняться", - говорит Александр Айзнер.

Тренер Анатолий Воловник в любимом клубе F1 - Sputnik Латвия
Изо всех сил: тренер Анатолий Воловник побеждает себя и самые страшные болезни
Он рассказал, как в Ригу на стажировку к нему прилетела группа англичан, и для них специально смоделировали ситуацию, когда надо было проехать по улице с односторонним движением - против того самого движения. Будущий телохранитель "убегает от преследования" с охраняемым объектом в машине по одной улице и должен резко свернуть на другую. И тут англичанин притормаживает и говорит Айзнеру, который изображает "охраняемое тело": там же "кирпич" - нельзя поворачивать! Так англичанин "завалил операцию".

"Другой случай. Снова ко мне приехали в Ригу англичане. Так они были, мягко говоря, удивлены, увидев во время очередного урока, что я, когда мне надо было забрать охраняемого человека, заехал к подъезду его дома прямо на тротуар: чтобы объект меньше был открыт на улице. Мне англичане потом сказали, что они у себя так не могут поступить, поскольку это незаконно и штрафы большие. Ну чему их можно обучить с таким вот отношением... Это только в западных боевиках крутые мужики, когда надо охранять тело, готовы небоскребы двигать голыми руками, а в реальности - даже на "красный свет" побоятся проехать", - рассказывает Айзнер.

Я бы в телохранители пошел…

Хотя Александр Айзнер и не является инструктором в тех школах, где обучают, например, телохранителей для первых лиц страны, но в упомянутой академии получали сертификаты в том числе люди из Службы безопасности президента, - и все этим документом гордятся.

В Риге отметили тридцатилетие с момента вывода советских войск из Афганистана - Sputnik Латвия
Афган, опаливший судьбы латвийцев
Бытует мнение, что среди телохранителей много "крутых мужиков", которые ранее прошли "горячие точки". А оказывает, такие люди - первые на вылет. В армии есть занятия "вспышка справа, вспышка слева": так учат, куда падать во время взрыва, пальбы. А теперь представьте реакцию телохранителя, прошедшего "горячие точки", на пальбу: падать, откатываться, искать противника - и открывать по нему огонь. И это у них уже на уровне подсознания. Но пока такой вот боец падает-откатывается-стреляет, охраняемый им человек открыт для пуль.

И спортсмены, просто изучавшие разные системы единоборств, не очень-то годятся. Вот почему. Такой человек сразу готов вступить в контакт с противником в случае прямого нападения на охраняемого. А этого не надо. Часто какие-то заварухи, да еще и при большом скоплении людей, специально устраивают поближе, например, к бизнесмену, чтобы отвлечь внимание службы охраны. И в таком случае спортсмен будет отражать атаку нападающего, а охраняемого человека незаметно пристрелят у него за спиной.

"Главная ценность телохранителя - это не его мышцы и послужной список в "горячих точках", а - мозги. В первую очередь телохранитель должен уметь не кулаками махать, а - думать. А когда человек думать умеет, к этому важнейшему качеству должно прилагаться и все остальное - и владение системой самообороны, и меткая стрельба, и еще много чего", - отмечает Айзнер.

Бомба, которую проглядели

Да, человека с нуля не научишь за месяц прекрасно стрелять, равно как и на уровне рефлексов он не сможет овладеть единоборствами за короткий промежуток времени. Однако это все поправимо. А вот думать человека научить сложнее. К тому же важно понимать, что телохранитель работает не один, а в группе, где всегда есть старший, который видит и оценивает всю картину целиком.

Латвийский и белорусский пограничники общаются через границу - Sputnik Латвия
Границы Латвии будет охранять искусственный интеллект
Видеть и анализировать настоящему телохранителю важно постоянно. Иначе, если телохранители не умеют думать, а просто работают "ловцами для пуль" - такие широкоплечие и высоченные здоровяки, то им цена - ноль. Во время курсов Айзнер часто рассказывает воспитанникам такой случай.

"Иду я по Вецриге, и вижу одного ну очень крутого бизнесмена, окруженного двухметровыми качками, которые, расчищая дорогу, просто распихивают всех кругом. Я встал у них на пути - хотел посмотреть на реакцию здоровяков. Один из них попытался меня оттолкнуть, я - ни с места и говорю громко: "Что за свинство!" Здоровяк говорит: "Уйди, не видишь, что я работаю". Я ему в ответ: "Ну а я тут стою!" Все громилы тут же ко мне подошли, а их охраняемый объект остался совершенно открытым сзади. И с ним кто угодно и что угодно мог вытворить. Так, друзья, не работают, ведь важно думать", - говорит инструктор.

Еще телохранителю важно быть предельно внимательным. Как-то раз Айзнер решил провести эксперимент. Обклеил сигаретную пачку бумагой, написал ярко "Бомба" и положил под решетку в подъезде, где его курсанты должны были отрабатывать систему "зачистка территории" перед тем, как по сценарию, там должен пройти охраняемый объект. Так они проверили все, но никто не догадался просто посмотреть себе под ноги. Хотя для того, чтобы разнесло полподъезда столько взрывчатки - размером с сигаретную пачку - даже не надо.

Мелочей в системе охраны не бывает

"Спросите, что должен знать телохранитель об охраняемом объекте. Да - все. Вот случай. Офис нашей школы располагался в одном здании с апартаментами местного миллионера. Как-то раз он проходит мимо и шутя говорит: "Ну, кого вы там обучаете, вот у меня работают настоящие телохранители". Я не сдержался, подхожу к его телохранителю и спрашиваю так, чтобы бизнесмен слышал: "Какая группа крови у охраняемого объекта?" Телохранитель не знал, что ответить. Хотя он это обязан знать чуть ли не в первую очередь. На следующий день миллионера сопровождал уже другой телохранитель", - вспоминает Айзнер.

Ветеран рассказал об инциденте с охранниками Путина - Sputnik Латвия
Видео
Ветеран рассказал об инциденте с охранниками Путина на Красной площади
Нередко иностранные бизнесмены, когда приезжают в Ригу, нанимают местных телохранителей, поскольку они намного лучше знают тут все. Хотя и постоянные штатные телохранители тоже должны быть хорошо осведомлены.

Один из уроков Айзнера: наш бизнесмен собирается в командировку, например, в Красноярск. И Айзнер просит у воспитанников за неделю на листе бумаги дать максимальную информацию: о самых безопасных гостиницах, об улицах, о районах, о криминальной и политической ситуации в регионе, обо всех больницах, о транспорте, а также составить список всех болезней охраняемого объекта, включая те, что у него были в юности, вплоть до аллергии. Понятно, все случаи просчитать невозможно, но к этому всегда надо стремиться.

"Например, бизнесмен остановился в крутом отеле - вот вам адрес (выбираю, какую-нибудь из рижских). И в ней надо выяснить, скажем, до какого этажа дотягивается пожарная лестница. А то вдруг начнется пожар - и клиента не удастся эвакуировать. Также важно знать, по каким дорогам быстрее всего от этой гостиницы можно добраться до больницы, причем - в самый час-пик", - говорит тренер.

Он рассказывал в основном об охране частных лиц, хотя такие же принципы существуют и при охране государственных персон. Только во втором случае и телохранителей больше - ведь на госперсон работает целая система, и информацию можно собрать более подробную.

Безопасность стоит дорого

"Однако сейчас в профессии телохранителя очень похожая ситуация, как и во многих других: тут человек обучается, а потом уезжает работать за границу, где деньги совершенно другие. Человек ведь понимает, что он будет реально рисковать жизнью. И - ради чего? Кто тут может достойно платить? Тут рынка нет.

В Латвии система "телохранительства", на самом деле, разрушается. Остаются только отдельные профессионалы, которые отвечают за безопасность солидных людей в основном из мира больших финансов. Последние за свою безопасность тут еще готовы платить. Насколько телохранитель – дорогое удовольствие - вопрос относительный. На Западе крупные бизнесмены выделяют в год четверть заработанных средств на систему охраны. И это вполне нормально. А у нас привыкли экономить на всем, включая систему охраны. А потом в какой-то момент мы смотрим кругом и видим: а хороших-то телохранителей в Латвии почти не осталось", - говорит Александр Айзнер.

Лента новостей
0