РИГА, 11 фев — Sputnik. Евгений Лешковский. Каждый год латвийские поисковики из разных организаций при поддержке посольства России проводят перезахоронения бойцов, павших на этой земле в годы Великой Отечественной и Первой мировой войн. Общими силами благоустраивают, а то и капитально ремонтируют мемориальные комплексы и воинские захоронения. И каждый год, несмотря на то что уже очень многое сделано, участникам этой важной работы кажется: впереди всего только больше.
Об этой работе корреспондент Sputnik побеседовал со вторым секретарем посольства России в Латвии, кандидатом исторических наук Михаилом Якушевым, руководителем поисковой организации "Патриот" Александром Борисовым и участником старейшего в стране общества "Легенда" Наталией Леле.
Не просто хобби, а дело жизни
"Дай бог вам так работать, как мы отдыхаем!" - шутят поисковики, когда вдруг в их компании оказывается сторонний наблюдатель и удивляется, сколько они всего делают. И, по правде говоря, многие из тех самых посторонних не понимают такого хобби. Вернее, работу поисковиков даже хобби-то не назвать: хотя люди и занимаются этим в свободное от основной работы время, это дело им очень интересно, и они готовы ему отдавать себя полностью - и совершенно безвозмездно.
Поисковики не очень-то любят такую формулировку "хобби – поднимать из земли останки". Нельзя до столь банального упрощать их дело! Поисковики предпочитают говорить о том, что они открывают для себя и родственников погибших воинов страницы истории, а часто - даже тайны времени, наконец, занимаются исключительно благим и благородным делом, находя останки бойцов и перезахоранивая их потом по всем правилам и общечеловеческим законам.
И вот результат: Латвия в мировом поисковом движении занимает более чем почетное место. Здесь благодаря межправительственному соглашению России и Латвии о воинских захоронениях, подписанному 18 декабря 2007 года, а также пониманию и поддержке со стороны местного Комитета братских кладбищ поисковики могут нормально заниматься своим важным делом. В этом отношении Латвия завидно отличается от Литвы и Эстонии, где любая поисковая деятельность приравнивается к археологическим работам. В итоге в соседних прибалтийских странах поисковые организации сильно уступают нашим.
Руководитель организации "Патриот" Александр Борисов рассказал, что ежегодно в Москве проводятся большие международные конференции "Небо Родины", "Судьба солдата", а также "Вахты памяти" "Западный фронт", "Калининский фронт" и множество других экспедиций. Там встречаются участники поискового движения из республик всего бывшего Союза, собираются специалисты по военно-мемориальной работе – и Латвия на фоне очень многих других смотрится более чем достойно.
В Латвии самые большие поисковые организации – старейшая в стране "Легенда", "Патриот", основанный в 2008-м, и, конечно, «Орден», зарегистрированный чуть раньше.
То, что после страха
Если кто-то в Латвии случайно находит останки, то, как правило, вначале звонит в полицию. В том случае, если полиция определяет, что кости лежат в земле со времен войны, рекомендует обращаться в Комитет братских кладбищ или поисковые организации, например в ту же "Легенду".
"Когда частники строят дом или обрабатывают землю и вдруг находят останки, они потом очень рады, если приезжают поисковики, извлекают все, что на территории, забирают с собой и, наконец, перезахоранивают по всем канонам. Оно и понятно, ведь человека на войне убили, его засыпало землей в воронке от взрыва или его наскоро после боев похоронили местные жители, то есть на самом деле он остался лежать неупокоенный", - рассказывает Наталия Леле.
Наталия Леле участвует в поисковом движении уже девятнадцать лет – вместе с мужем Виктором. К работе родителей в какой-то момент подключились и их дети: Андрис, которому сейчас 25, и двадцатилетняя Виктория. Вернее, Андрис и Виктория начали ездить "на раскопы" вместе с папой и мамой, когда еще были совсем маленькими.
Теперь Андрис участвует в экспедиционных работах чуть ли не каждую неделю (это, между прочим, в среде поисковиков считается вполне нормальным), а Виктория помимо всего прочего еще и реконструктор – работает в кузнице, бьется на мечах, занимается верховой ездой. Сыновья Талиса Эшмитса и Виктора Дукса - Томс и Робертс - тоже пошли по стопам своих отцов и стали поисковиками.
"У нас в семье все началось с танков. В 1999 году муж узнал из новостей, что в местечке Пиенава достают из болота танки. Конечно, на следующий же день он был уже там! Эти танки поднимали энтузиасты во главе с Талисом Эшмитсом. Туда же приехал и Виктор Дукс. Именно так и начиналась "Легенда".
Потом мне поручили сделать сайт поискового отряда. Заказывать сайт на стороне оказалось очень дорого, учиться на компьютерных курсах тоже, поэтому я купила книгу "Создание сайтов для "чайников", прочитала от корки до корки и сделала все сама. В 2000 году благодаря сайту с нами познакомился поисковик из Великобритании Мэтт МакДермотт.
В первую международную экспедицию Мэтт приехал вместе со своим кузеном и двумя друзьями, один из которых был врачом. Врач пригодился, потому что у Мэтта оказалась аллергия на укусы наших комаров. Но это его не испугало, он продолжает приезжать каждый год, пару раз даже привозил свою семью, и аллергии на комаров у него больше нет.
Ну а сейчас в "Легенде" уже около двадцати иностранных членов отряда - в том числе из Швеции, Норвегии, Нидерландов, США, Германии, Канады, в экспедициях участвуют и поисковики из Литвы и России", - говорит Наталия Леле.
Когда спрашивают: "Зачем вы этим занимаетесь?" - многие поисковики отвечают: "Я тоже мог погибнуть на войне, но не хотел бы остаться в окопе незахороненным". У многих людей благодаря такой работе вообще появился смысл жизни. Здесь совершенно без пафоса. Это правда. И из уст поисковиков такие слова звучат искренне.
Для того чтобы это прочувствовать, достаточно увидеть глаза родственников, которые спустя семьдесят с лишним лет наконец смогли узнать, где погибли и где захоронены их пропавшие без вести близкие.
Кстати, в Латвии с каждым годом число людей, увлеченных поисковой работой, только растет. К движению присоединяются школьники и студенты, "рядовые работяги" и солидные предприниматели.
И девушек на раскопках можно увидеть нередко. Они рассказывают, что вначале действительно испытывают что-то близкое к страху, но со временем это проходит – иначе к работе начинают относиться, очищая косточки от песка или глины, даже приговаривают: "Потерпи, миленький, осталось совсем чуть-чуть".
Интернациональная помощь
После собственно поисковой работы подключается уже посольство России в Латвии, когда, например, необходимо найти информацию о родственниках погибших, передать им останки – за границу - или перезахоронить здесь – в Ропажи, Пампали или Екабпилсе (кладбище "Асоте").
В Ропажи каждый год проходят перезахоронения останков бойцов, погибших в годы Великой Отечественной. В Асоте перезахоранивают павших в годы Первой мировой войны.
Михаил Якушев отметил, что церемония перезахоронения останков солдат и офицеров проводится при поддержке посольства России в Латвии, генконсульств в Даугавпилсе и Лиепае, самоуправлений и поисковых организаций.
"Возможно, вскоре к работе на военно-мемориальном направлении подключатся наши коллеги из посольств стран СНГ, которые начали проявлять интерес к данной тематике. Их представители занимаются в Латвии поиском сведений о погибших в Латвии бойцах, призванных на фронт из этих на тот момент советских республик. Представители этих посольств регулярно участвуют и в церемонии перезахоронения в Ропажи и возложении венков к памятнику Освободителям Риги", - рассказывает Михаил Михайлович.
Латвийская сторона давно сотрудничает с посольством России в Латвии. Например, представитель Комитета братских кладбищ вместе с дипломатами посольства регулярно объезжает воинские захоронения для проверки их состояния. Тогда же происходит оценка: нужно ли, скажем, восстановить мемориал, нуждается ли он в капитальном ремонте или достаточно косметического.
Фамилии героев не должны быть забыты
В рамках упомянутого соглашения в Риге и Москве регулярно, каждые два года, проводятся заседания Российско-латвийской межправительственной комиссии.
При после России в Латвии работает Совет по военно-мемориальной работе, в котором принимают участие постоянные члены и приглашенные участники, например, недавно Совет посетил посол Республики Беларусь Василий Маркович. Регулярно на Совет приезжают ответственные за военно-мемориальную работу дипломаты, аккредитованные в Эстонии и Литве. Кроме того, на заседания Совета приглашаются представители Министерства обороны и Министерства иностранных дел Латвии. На Совете обсуждаются самые разные вопросы, главным образом – о том, какие братские кладбища и мемориальные комплексы необходимо привести в порядок.
А когда речь заходит о сравнительном анализе архивной информации, а именно: уточнении имен и фамилий погибших солдат и офицеров на той или иной территории, тогда к работе подключаются представители общественных и поисковых организаций, например Александр Борисов, Виктор Тхор, Александр Ржавин, Ян Аматс. Эти люди открыли немало ранее неизвестных страниц истории.
Так, Александр Ржавин и Светлана Видякина участвовали в работе по уточнению имен и фамилий покоившихся на Покровском кладбище советских солдат и офицеров, а также детей, замученных в Саласпилсском концлагере.
В 2017 году после реконструкции были открыты захоронения солдат и офицеров Красной армии, покоившихся на Покровском и Ивановском кладбищах в Риге. В 2018 году состоялось открытие после ремонта братского захоронения воинов-красноармейцев на Торнякалнском кладбище. В том же году были отреставрированы захоронения детей - жертв Саласпилса на Покровском и Торнякалнском кладбищах города Риги. На торжественном открытии военного мемориала на Торнякалнском кладбище присутствовал посол России в Латвии Евгений Лукьянов.
Да, на Гарнизонном кладбище и Покровском также есть захоронения Первой мировой войны. В планах сделать мемориал солдатам и офицерам Русской императорской армии, предварительно согласовав все с Комитетом братских кладбищ и Рижской думой.
Чтим и помним – всегда
В этом году планируется обустройство крупного захоронения в Валмиере. Там целый мемориальный комплекс. Городские власти Валмиеры будут участвовать в восстановлении мемориала вместе с посольством России. Другие большие объекты, где еще предстоит много всего сделать, в Валке, Мадоне, Эргли.
В прошлом году завершились большие работы в Цесисе, где благодаря посольству России состоялась реконструкция воинского мемориала. Еще привели в достойный вид несколько объектов в Тукумском районе. И как раз вовремя все успели, ведь приближаются юбилейные даты, связанные с победами Красной армии в Курляндском котле.
Важная информация для тех, кому интересна история. Сейчас обновляется сайт www.bralukapi.lv, который будет функционировать на основе платформы "Чтим и помним". Платформа помогает поисковикам упорядочить и связать между собой личную информацию о солдате, данные о его родственниках, о месте призыва, воинском соединении, где служил боец, все архивные документы и донесения, где он был упомянут, мемориалы и первичные захоронения, на которых он числится, варианты написания имени и так далее.
Платформа создает персональные учетные карточки бойцов и списки первичных захоронений (чего раньше не было) и уже на их основе - учетные списки мемориалов. Платформой и адаптацией сайта занимаются Дмитрий Захаров и Ольга Котова. Александр Борисов участвует как поисковик и инициатор создания платформы. К работе с ней активно подключились Наталия Леле, Виктор Тхор, Ян Аматс, Антон Венский и Александр Ржавин.
Так дружно делается очень большое дело – ведь речь идет об общей истории Латвии и России.