05:18 23 Февраля 2019
Прямой эфир
  • USD1.1325
  • RUB74.1694
Байба Рубеса

Байба Рубеса раскрыла подробности своего ухода из проекта Rail Baltica

© Rail Baltica
Новости Латвии
Получить короткую ссылку
131

Она напомнила, что годовой бюджет RB Rail до сих пор не утвержден

РИГА, 1 окт - Sputnik. Бывший исполнительный директор и председатель правления совместного предприятия стран Балтии RB Rail Байба Рубеса рассказала, почему решила покинуть проект Rail Baltica менее чем за месяц до истечения ее договора. Перевод речи Рубесы с английского языка с пресс-конференции, посвященной ее отставке, приводит rus.db.lv

Рубеса подчеркнула, что планировала уйти в отставку уже этим летом, когда три бенефициара не смогли вовремя принять соответствующие решения для организации проекта и всего, что с ним связано, но осталась дольше на своем посту по просьбу премьер-министра Латвии Мариса Кучинскиса.

"Нынешняя модель организации проекта Rail Baltica явно противоречит принципам надлежащего корпоративного управления. Конфликты интересов, заложенные в основе проекта, являются основной причиной действия или бездействия вовлеченных сторон. Это несовместимо с моим убеждениями и верой в честную и ответственную реализацию проекта",- заявила Рубеса.

Она добавила, что разработала ряд рекомендаций для успешной реализации трансграничных проектов в Евросоюзе и представила вниманию Европейской комиссии, избранным членам Европейского парламента, премьер-министрам стран Балтии и министрам транспорта стран Балтии, Финляндии и Польши.

Рубеса отметила, что финансовая поддержка Rail Baltica Евросоюзом находится на чрезвычайно высоком уровне - 85%, и ее опыт показывает, что ожидания и рекомендации ЕС как основного "инвестора" в проект едва учитываются национальными бенефициарами. Поэтому она предлагает в обязательном порядке привлекать Комиссию ЕС к введению и осуществлению трансграничного проекта. Одним из вариантов могло бы стать непосредственное участие представителя комиссии в самом совместном предприятии либо в качестве полноправного члена наблюдательного совета, либо в качестве наблюдателя с четкими функциями и полномочиями, даже включая право вето, в надзоре за осуществлением проекта.

Байба Рубеса напомнила, что до недавнего времени эстонский бенефициар полностью поддерживал модель реализации проекта, управляемую совместным предприятием, но после того, как к власти пришла Центристская партия, те же чиновники министерства транспорта и новое руководство Rail Baltic Estonia выступили против СП. 

Экс-глава правления предприятия RB Rail добавила, что нынешняя структура СП создает нежелательный цикл надзора и присущие ему конфликты интересов, которые задерживают любой процесс принятия решений.

"Это создает парадоксальную ситуацию, когда национальные акционеры, являющиеся одновременно исполнительными органами, несут ответственность за надзор за совместным предприятием, которому, в свою очередь, поручено осуществлять надзор за теми же национальными исполнительными органами", - объяснила Рубеса.

Она призвала все три аудиторских учреждения в странах Балтии детально изучить эту систему в ходе предстоящего аудита проекта Rail Baltica, сделав акцент на Литву. В то время как RB Rail и глобальный проект Rail Baltica финансируются соответствующими национальными министерствами, основное финансирование в Литве будет поступать от коммерческого предприятия - национальной железнодорожной компании Lietuvos Geležinkeliai.

Но глобальный проект Rail Baltica был разработан, чтобы быть независимым от унаследованных железнодорожных компаний. Назначение председателя правления Lietuvos Geležinkeliai в наблюдательный совет RB Rail показывает вопиющее незнание каких-либо принципов корпоративного управления.

Тот факт, что годовой бюджет RB Rail на 2019 год до сих пор не утвержден, должен сигнализировать ЕС, что балтийские страны не отдают приоритет этому проекту, но предпочитают возвращаться к так называемым национальным интересам в своих финансовых переговорах в Европейском совете и в других местах.

Как могут правительства трех стран быть настолько недальновидными, что они не понимают, что играют в покер с региональным проектом, который будет полезен для каждой национальной экономики в ближайшие 10 лет?

После отставки Байбы Рубесы временным руководителем совместного предприятия стран Балтии RB Rail по реализации проекта магистрали Rail Baltica назначен Игнас Дягутис. Проект Rail Baltica стоимостью 5,8 миллиарда евро планируется реализовать до конца 2025 года.

По теме

Осталось договориться: Евросоюз готов выделить Балтии миллиард на Rail Baltica
Зиле: страны Балтии должны выполнить домашние задания по Rail Baltica
Байба Рубеса осталась в правлении RB Rail
Очень важный проект, на который нет денег: что будет с Rail Baltica после 2020 года
Байба Рубеса покидает проект Rail Baltica
Теги:
Отставки и назначения, Rail Baltica, Байба Рубеса

Главные темы

Орбита Sputnik