21:48 02 Апреля 2020
Прямой эфир
  • USD1.0906
  • RUB85.8405
Новости Латвии
Получить короткую ссылку
575

Маршрут Латвия - Беларусь - Китай поможет преобразить латвийское государство, а грузы с лекарствами и рыбой превратят его в процветающую империю: осталось только дождаться белорусского президента

РИГА, 19 авг — Sputnik, Евгений Лешковский. Председатель правления Латвийско-белорусского общества содействия экономическим связям (LBESVB) Валерий Козлов убежден, что сейчас у Латвии лучшие отношения с восточным соседом за последние двадцать лет. Какую же пользу приносит этот расцвет белорусско-российской дружбы: чем эти хорошие отношения полезны для латвийцев и что они дают белорусской стороне?

Председатель общества LBESVB Валерий Козлов
Председатель общества LBESVB Валерий Козлов

"Только пример. Мне даже сложно перечислить всех наших министров, которые за последние два года побывали в Беларуси, включая, кстати, главу Минобороны Латвии и, наконец, премьера. Согласитесь, это уровень. И на такое еще лет десять назад мы даже не надеялись. Тогда хватало заявлений о том, что все плохо с этой Беларусью. А разве это нормально, ведь мы соседи! И многие в Латвии делали все, чтобы отношения со страной-соседкой улучшились. Вот итог. Министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс некоторое время назад сказал, что есть вероятность приезда в Латвию белорусского президента Александра Лукашенко", — рассказал Козлов.

Пример для Латвии

Беларусь, по словам Валерия Козлова, – это и качественная рабочая сила, и высококвалифицированные специалисты, и самые современные технологии, и мощная промышленность. Козлов считает, что Латвии просто необходимо перенимать опыт страны-соседки в подготовке молодых специалистов. Если школьник, а потом и студент обучался за государственные деньги, тогда он после вуза обязательно должен хотя бы два года отработать по специальности в своей стране.

В Латвии пока что ситуация обстоит иначе: страна за бюджетные деньги обучает высококлассных специалистов в вузах, например медиков и технарей, а потом они, как только получают диплом, уезжают работать по профессии в другие страны, где платят больше. Их, конечно, понять можно. Но ведь государство – это система, сложный механизм, где все взаимосвязано.

Молодой специалист уехал зарабатывать в другую страну, а его родная не может найти профессионалов, нанимает из-за границы или вообще закрывает чудом сохранившиеся производства – и беднеет еще больше, и стареет, поскольку остаются тут в основном пенсионеры. В конечном итоге этому молодому человеку и возвращаться потом будет толком некуда. Все логично.

"Латвия вкладывается в образование молодого человека, а другая страна, получая уже готового специалиста, не только экономит, но еще и зарабатывает на том, что наше государство потеряло. Разве это нормально? В мире хватает стран, где студенты обязаны после обучения за государственный счет потом отработать сколько-то лет на родине. Вот и в Беларуси так же", — отмечает Козлов.

Козлов сам предприниматель, занимается в том числе добычей торфа. Ему одно время очень были нужны специалисты. Он решил позаимствовать их у Беларуси, и ему ответили, что специалисты есть, но если Козлов хочет, чтобы они пошли к нему на работу сразу после вуза, то пусть заплатит за все годы их обучения на родине.

Лукашенко привезет Латвии дороги

По словам председателя LBESVB, если Лукашенко приедет в Латвию, то к этому моменту должен быть готов какой-то очень серьезный латвийско-белорусский проект, который подпишут во время визита президента. И это даст отношениям двух стран не просто много, это будет большой скачок в экономических связях.

Есть области, где сотрудничество Латвии и Беларуси будет взаимовыгодно. Одна из них — это участие Латвии в свободной экономической зоне на территории особого технологического парка "Великий камень" неподалеку от Минска. Площадь этой свободной экономической зоны — более ста квадратных километров. Технопарк строят китайцы и уже инвестируют в разные проекты и объекты на территории "Великого камня".

Кроме того, существует давний серьезный проект создания свободной экономической зоны в Краславском районе на границе с Беларусью. Но, чтобы такой логистический центр построить, Латвии нужна хорошая дорога от границы Беларуси до Даугавпилса. Дорога и сейчас есть, но она узкая и, как говорится, для повседневного использования, а если по ней поедут одна за другой тяжелые машины, то она рассыпется за неделю.

С белорусской стороны в этом отношении дорог все хорошо — там превосходные трассы. Впрочем, в Беларуси вообще дороги лучшего качества. Один из лозунгов страны — "Дороги — наше будущее", и подходят там к этому серьезно.

Маршрут Латвия — Беларусь — Китай

"В рамках подготовки очередной межправительственной комиссии в конце августа в Латвии состоится третье заседание Рабочей группы по транспорту. Встреча начнется на латвийско-белорусской границе. Потом будут разные деловые переговоры в Риге и в Лиепае. В этих встречах будут участвовать представители нашей организации LBESVB", — рассказал Козлов.

Он отметил, что сейчас отрабатывается маршрут прохождения грузового состава от Минска до Риги за 28 часов — нормальное время, если говорить о грузах от "Великого камня" до Риги. Но, по словам Козлова,  хочется, чтобы это стало нормой.

В Латвии ведь не только большие порты, как Рига, Вентспилс и Лиепая, но в том числе и маленькие, как в Скулте, например, которые тоже активно работают и ждут грузов для дальнейшей отправки через Балтийское море.

"Мы сейчас общими силами прорабатываем улучшение взаимного сотрудничества, чтобы и из Риги, а также Вентспилса и Лиепаи шли грузы в обратном направлении — в страну-соседку. А оттуда латвийские грузы могут направляться уже по Великому шелковому пути в Китай", — описывает маршрут председатель LBESVB.

Лес, трактора и березовый сок

Козлов пояснил, что за период с января по май 2018 года товарооборот Республики Беларусь и Латвии составил 241 миллион 49 тысяч 300 долларов США. При этом Латвия получает из Беларуси в пять раз больше товаров и услуг, чем поставляет. У соседней Литвы товарооборот в два раза выше, и поступает в Литву из Беларуси товаров в три раза больше, чем поставляется в страну-соседку.

"Из Беларуси нам поставляют лес — пиломатериалы или уже готовые изделия, удобрения, самое разное оборудование, фармацевтику, сладости и качественный алкоголь. Ведутся переговоры о поставках знаменитого белорусского березового сока. Но, наверное, больше всего сюда поступает техники — тракторов и всего остального для сельского хозяйства. Эта техника дешевле западной, она надежная, и по многим параметрам ей вообще в мире аналогов нет. Из Латвии в Беларусь идет фармацевтика, главным образом с заводов "Гриндекс" и "Олайнфарм", разное оборудование, рыбная продукция. Да, не так много, как хотелось бы. Но сейчас отношения между нашими странами на подъеме", — подытожил Козлов.

По теме

Беларусь пообещала делить транзит: Латвии - бензин, Литве - удобрения
Борьба за грузы: у Эстонии качество, у Латвии мощности, у Литвы - Беларусь
Беларусь торгуется с РФ и Латвией: кто даст больше скидку на транзит
Теги:
транзит, Валерий Козлов, Александр Лукашенко, Беларусь, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik