РИГА, 30 дек — Sputnik, Михаил Губин. Каждое такое поздравление обсуждается в прессе, высказываются политологи и обозреватели, широко комментируются неудачные фразы, которые служат поводом для творчества карикатуристов.
Например, в январе этого года писали, что премьер Кучинскис выступил не очень убедительно, а вот президент Вейонис впервые в истории поздравил латвийский народ совместно с супругой.
Понятное дело, что далеко не все латвийские жители за новогодним столом смотрят поздравления своих президента и премьера. Некоторые ограничиваются Путиным на фоне Кремля. Но ни одно поздравление российского лидера так не разбирают в средствах массовой информации, как последние в году слова его латвийского коллеги.
Только тех, кто любит труд…
И это не случайно. Как известно, первое новогоднее радиопоздравление из Кремля прозвучало в 1935 году из уст всесоюзного старосты Михаила Ивановича Калинина. И то он поздравлял героических советских полярников. А вот в Латвии подобное произошло гораздо раньше. 2 января 1926 года, в 19.15, первый президент Янис Чаксте из своего рабочего кабинета поздравил по радио латвийских жителей с наступившим новым годом. И заложил традицию призывать их честно работать, потому что "только честный труд ведет к народному благосостоянию". "Мы начинаем строительство своего государства и не хотим обращаться за советами к зарубежным представителям этой науки. Но мастера с небес не падают, и одна-другая ошибка неизбежны. Наш долг — эти ошибки найти", — указывал первый президент в первом радиопоздравлении.
К сожалению, в следующем году Янис Чаксте скончался на президентском посту, а его преемник Густавс Земгалс был человеком скромным. Возможно, поэтому в прессе не удалось найти свидетельств о его новогодних речах по радио. Зато следующий президент, Альбертс Квиесис, развернулся вовсю. Свое первое радиопоздравление он произнес 31 декабря 1930 года, что и подчеркнул: "Мы входим не только в новый год, но и в новое десятилетие. Все те желания, которые не исполнились в прошлом десятилетии, перенесем в новое, с надеждой, что оно будет благоприятным и даст возможность всему народу Латвии подняться и вести свою хозяйственную и культурную жизнь более широко, нежели до этого".
Загадка истории
И вот с подобными, довольно скучными, поздравлениями, президент Квиесис выступал по радио накануне 1931, 1932 и 1933-го годов. Как вдруг накануне 1934-го совершил нечто неожиданное. Согласно легенде, вместо поздравления он воскликнул "Демократия в опасности!". Согласно другим источникам, речь он все-таки сказал, но в официальной прессе она не публиковалась. За эту речь Квиесиса осудили социал-демократы, из их газеты можно понять, что президент наоборот, поддержал изменения в Конституции, ведущие к диктатуре Улманиса. Это одна из загадок латвийской истории.
Как бы там ни было, 31 декабря 1934 года в новогодней речи Квиесис поддержал госпереворот и указал: "Новый год мы сейчас встречаем с более радостным сердцем и с большим нетерпением ждем будущего". Тогда же в прессе было опубликовано гораздо более короткое поздравление диктатора Карлиса Улманиса, еще премьер-министра.
Квиесис поздравил народ еще и декабре 1935-го. В том году его президентские полномочия окончились, далее до рокового 1940-го года по радио выступал Карлис Улманис, сам себя назначивший президентом. В первом поздравлении 31 декабря 1936 года, в 23.40, он сказал: "Если будем верными, лояльными и надежными исполнителями своего труда и долга, если будем гореть любовью к отчизне…". В общем, тогда в новом 1937 году добьемся успехов в хозяйственной и культурной жизни.
В последнем поздравлении 31 декабря 1939 года, президент Карлис Улманис сказал: "Мы в труде всегда показывали, что хотим и можем работать, показывая свою любовь к отечеству, готовность переносить трудности и жертвовать. Так будет и в будущем, и тогда Латвия, наша самостоятельная, независимая Латвия, будет зеленеть и цвести во веки веков". После чего зазвучали гимн и колокольный звон. 1940-й год Улманис встретил в офицерском клубе с генералами и полковниками.
Сталин, Гитлер и Брежнев
А с новым 1941-м годом латвийский народ поздравлял уже вышеупомянутый Михаил Иванович Калинин. 12 января в Латвийской ССР прошли выборы в Верховный Совет, поэтому все новогодние газеты были заполнены соответствующей агитацией и пропагандой. А праздничных речей руководителей Советской Латвии там нет.
Дальше в Латвии хозяйничали немецкие оккупанты, они и поздравляли. Поздравляя с новым 1942-м годом, рейхскомиссар рейхскомиссариата Остланд Генрих Лозе предрек: "Новое время расцвета культуры Балтийского моря и хозяйства Балтийского моря начнется после завершения этой всемирной борьбы, когда наше море снова сделается северным германским морем. Мы построим вал, который выдержит все бури и жидовско-большевистские потоки с востока…".
Он же поздравил и с 1943-м: "Возросшая тяжесть борьбы на востоке везде укрепила волю к сопротивлению. Эта связь между фронтом и Остландом и в наступающем году позволит нам вместе выполнять возложенные задачи и отразить удары большевизма. Как в прошлом, так и теперь в новом году мы найдем готовность сделать все, чтобы начертать на наших знаменах знаки окончательной победы!"
А в следующий раз газета "Тевия", где эти поздравления публиковались, поместила только новогоднюю речь Гитлера.
Далее поздравительную инициативу подхватил Август Мартынович Кирхенштейн, профессор, председатель Президиума Верховного Совета Латвийской ССР. Он поздравлял по радио с 1946-м, 1947-м, 1948-м и 1949-м. Вот так, например: "Народ Латвии провожает старый год и ожидает новый, будучи полон энергии, радости жизни и трудового пыла, верный Советской власти, Коммунистической партии (большевиков), товарищу Сталину. Эту верность выражает посланное несколько дней назад письмо товарищу Сталину, в котором трудящиеся Советской Латвии сообщают о выполненной работе и в котором подтверждают свою готовность в будущем выполнить еще большие задачи". Это из речи 31 декабря 1948 года.
Дальнейших его поздравлений найти не удалось, но он был на посту до 1952-го года. В 1971-м году ко всем советским людям впервые с новогодним поздравлением обратился генсек ЦК КПСС – Леонид Ильич Брежнев. Понятно, что с ним никто из местных партийных руководителей конкурировать не мог. Но до того, поздравляли ли народ с Новым Годом первые секретари ЦК Компартии Латвии Арвидс Пельше и Август Восс? Это загадка, которая еще ждет своего пытливого исследователя.
Лихие 90-е
Также ничего определенного нельзя сказать и о новогодних поздравлениях первых после восстановления независимости премьера Иварса Годманиса и президента Гунтиса Улманиса. Здесь пока пробел.
Зато известно, что выступивший 31 декабря 1993 года по телевидению премьер-министр Валдис Биркавс обещал повысить пенсии.
31 декабря 1996 года премьер-министр Андрис Шкеле в новогоднем телевизионном поздравлении сказал: "Хватит лизать старые раны. Надо работать – фанатично, до истощения сил, до тех пор, пока не закрываются глаза, но самое важное – без надежды на скорый успех. К сожалению, это так. Успех придет после многих, многих усилий, после долгих бессонных ночей, после мучительных жертв, после того как пропадет последняя надежда и останется только работа".
31 декабря 1997 года премьер-министр Гунтарс Крастс обратился к крупным аферистам и тем, кто нажил состояние преступным путем: "Пора понять: и вам не избежать "отсидки", но это не значит, что маленькие мыши смогут танцевать на столешнице".
31 декабря 1999 года, премьер-министр Андрис Шкеле: "У нас никогда не будет профицитного бюджета, мы никогда не поднимем зарплаты и пенсии, пока не начнем уважать друг друга, пока не начнем ценить труд другого человека, пока не остановим потоки всей этой грязи и помоев, не прекратим пустые споры ". Далее он призвал начать с себя — чистить зубы, стирать рубашки, штопать брюки и чинить заборы. Это потом долго цитировали.
1 января 2000 года народ впервые по телевидению поздравила президент Вайра Вике-Фрейберга. И пожелала счастья каждому латышу. Поскольку она всю жизнь провела в Канаде, то праздновала лишь Рождество, а значения Нового года не понимала. Поэтому на многие годы в Латвии сложился такой порядок: в новогоднюю ночь поздравляет глава правительства, а президент страны – 1-го января.
Поэтому вернемся к премьерам.
Новое время
31 декабря 2002 года премьер-министр Эйнарс Репше в своем новогоднем обращении к народу сказал, что правительство уже освободилось от чрезмерной коррупции, бюрократии и беспредела власти по отношению к простому человеку. Так же премьер говорил о низкой рождаемости и о том, что одними пособиями и призывами рожать детей дела не поправишь. Нужно и что-то другое — мир и покой, гармония и сельский воздух, неспешная и счастливая жизнь, песни птиц за окном с утра.
31 декабря 2003 года, Эйнарс Репше: "Не будем держаться за другие преходящие ценности, а вернемся к земле! Чтобы у каждого латыша был свой дом. Видите ли, железяки, даже самые роскошные, можно сделать снова. Это преходящая вещь. И дом можно построить снова. Это все сделано человеком. Но землю заново создать нельзя. Сколько ее есть, столько есть – и во всем огромном мире, и, конечно, в маленькой Латвии. Увеличить количество земли не в наших силах, и свободной земли в мире будет оставаться все меньше".
31 декабря 2005 года, премьер-министр Айгарс Калвитис: "С утра до вечера вы слышите, как один латыш говорит, что он самый умный, а все остальные дураки. Я думаю, что это недостаток патриотизма. Не может быть патриотом своей страны человек, который всех остальных своих соотечественников считает дураками и плохими людьми".
31 декабря 2008 года премьер-министр Иварс Годманис в своей самой знаменитой новогодней речи призвал преодолевать кризис, как пингвины в Антарктиде, которые переживают суровые зимы и снежные бури, тесно прижавшись один к другому, и если кто-то из них отбивается от стаи, остальные возвращают его обратно. Этот пример стал очень популярным, у Сейма даже прошла демонстрация в костюмах пингвинов.
31 декабря 2010 года премьер-министр Валдис Домбровскис сказал, что страна движется в правильном направлении, что экономическая ситуация стабилизируется, показатели экономического роста восстанавливаются, безработица постепенно снижается. И что "из мальчика для битья мы превратились в пример упорства и силы воли".
1 января 2011 года после новогоднего выступления президента Валдиса Затлерса на первом канале Латвийского телевидения не прозвучал государственный гимн, а вместо этого в эфир пошла реклама оператора мобильной связи. Возник скандал. На телевидении все объяснили ошибкой, допущенной режиссером по невнимательности.
Новый порядок
В 2015 году новый президент Раймондс Вейонис поменял установленный порядок и поздравил народ не 1 января, а 31 декабря. Прямо с рижской Ратушной площади. Эксперты увидели в этом влияние Путина.
А поздравляя с новым 2017-м годом, президент Вейонис, как уже было сказано, появился перед камерой вместе супругой Иветой. Так что поздравили они совместно. Такого еще не было.
Ивета Вейоне сказала: "Самая важная новость в этом году была очень радостной — мы дождались рождения первого внука. Огромная радость за каждого новорожденного ребенка в Латвии. В каждом младенце мы видим, как зарождается и развивается будущее латышского народа".
Именно так было в русском переводе текста, распространенном президентской канцелярией. Хотя некоторые русские СМИ сочли это ошибкой и написали "народа Латвии".
Довольно скоро латвийских телезрителей ожидают новые поздравления от президента и премьер-министра. Еще одни речи войдут в историю. Конечно, можно догадаться, что там скажут. Но вдруг будет что-то необычное?