Беларусь хочет купить терминалы в портах Прибалтики для импорта нефти

© Sputnik / Sergey MelkonovНефтеналивные терминалы в Вентспилсском свободном порту
Нефтеналивные терминалы в Вентспилсском свободном порту - Sputnik Латвия
Подписаться
Беларусь с 2024 года потеряет преимущества при покупке российской нефти, цены приблизятся к мировым; Минск ищет возможности для альтернативных поставок морем, в том числе через порты в Латвии и Литве

РИГА, 23 апр — Sputnik. Беларусь ищет возможности для диверсификации поставок нефти, заинтересована в покупке портовой инфраструктуры в странах Балтии, сообщил замгендиректора по коммерческим вопросам Белорусской нефтяной компании Сергей Гриб, передает агентство Белта.

По его словам, альтернативные российским поставки нефти актуальны с учетом того, что после завершения налогового маневра в 2024 году Беларусь будет покупать сырье из РФ по мировым ценам. В этой связи Беларусь заинтересована в импорте нефти морем.

"Этот вопрос в принципе актуален всегда. Все будет зависеть от условий, которые предложат наши партнеры из Прибалтики. Речь идет об объемах 200-300 тысяч тонн в месяц", — добавил он.

Нефтеналивные терминалы в Вентспилсском свободном порту - Sputnik Латвия
Симонов: в энергетическом союзе Беларуси и Прибалтики нет экономики

Ранее зампред концерна "Белнефтехим" Владимир Сизов заявил, что вопрос диверсификации поставок нефти отрабатывается концерном давно, уже есть опыт поставок из различных регионов. Проработаны возможные партнеры и логистика поставок альтернативной нефти на белорусские НПЗ с учетом возможностей портов, трубопроводного и железнодорожного транспорта.

В России в 2019—2024 годах будет реализован так называемый налоговый маневр в нефтяной сфере, предусматривающий постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки налога на ее добычу. Из-за этого цена на российскую нефть для Беларуси, как ожидается, вырастет. Минск оценивал свои потери в совокупности за шесть лет в сумму до 11 миллиардов долларов, а потери в 2019 году — примерно в 300 миллионов долларов.

Президент Александр Лукашенко обсуждал этот вопрос в ходе декабрьских визитов в Москву с главой РФ Владимиром Путиным. Белорусская сторона настаивает на компенсациях, однако окончательного решения вопроса пока не найдено.

На этом фоне Александр Лукашенко 10 января поручил кабмину начать поставки нефти в страну через порты стран Балтии, заявив, что те взамен могли бы дешевле получать выработанные из нее нефтепродукты.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко - Sputnik Латвия
Хватит "безглуздицы": Лукашенко объяснил "разворот" к Латвии

Эксперты считают, что заявления Минска об альтернативных поставках нефти через прибалтийские порты — попытка повысить свою цену в переговорных позициях с Москвой по вопросу компенсаций убытков. Если бы импорт нефти из третьих стран через прибалтийские порты был выгодным с экономической точки зрения, подобная схема давно бы работала, считает Константин Симонов.

Симонов пояснил, что налоговый маневр действительно создает неблагоприятные предпосылки для наполнения белорусского бюджета. Он предполагает замену экспортной пошлины на рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — все налоги будут выплачиваться производителем нефти, не экспортерами. В результате Беларусь к 2024 году, когда налоговый маневр окончательно завершится, будет получать нефть по ценам, близким к мировым. Однако до завершения маневра нефти по цене, выгоднее, чем предлагает РФ, Беларуси все равно не найти, уверен эксперт.

По его мнению, только когда налоговый маневр завершится, ситуация сможет развиваться более конкурентно, и теоретически Беларусь сможет покупать на Балтике норвежскую нефть. Но пока рассуждать об этом предметно рано, никто не представляет, какова будет картина европейского потребления бензина и дизеля в 2025 году, отметил Симонов.

Лента новостей
0