РИГА, 3 июл – Sputnik. Пока поставка нефтепродуктов на экспорт через порты Прибалтики выгоднее для Беларуси даже с учетом преференций, предоставляемых Российскими железными дорогами (РЖД), сообщил в интервью РИА Новости посол в РФ Игорь Петришенко.
Президент России Владимир Путин в августе прошлого года заявил о необходимости увязать поставки нефти на белорусские НПЗ с транспортировкой выработанных нефтепродуктов через Россию, в то время как Беларусь осуществляет экспорт нефтепродуктов в основном через порты стран Балтии.
Минэнерго России в сентябре сообщило, что ведет работу над привлечением белорусских экспортеров нефтепродуктов в российские порты, в том числе за счет снижения тарифов на обслуживание в портах и грузовых тарифов РЖД. Тогда источник рассказал, что российские порты готовы снижать тарифы на перевалку нефтепродуктов из Беларуси при условии гарантированных объемов.
"Причина преимущественных поставок белорусских нефтепродуктов через порты Прибалтики одна – более выгодные условия по сравнению с предоставляемыми российской стороной… На сегодняшний день, несмотря на применение ОАО "РЖД" преференций, разница в стоимости перевозки и перевалки через морские порты Прибалтики и России все еще остается существенной. Значительным фактором, влияющим на удорожание российского направления транзита, остается стоимость услуг по перевалке, предоставляемых терминалами", — сказал Петришенко.
"Соответствующая информация о возможности поставки нефтепродуктов в морские порты Северо-Западного региона РФ доведена всем крупными и потенциальными покупателями. Сведения о проведении долгосрочных конкурсов с возможностью поставок нефтепродуктов регулярно направляются в министерство энергетики России", — сказал посол.
"На настоящий момент уже можно отметить разовые поставки, которые при сохранении нацеленности на поиск взаимоприемлемых решений могут стать основой для регулярного сотрудничества", — заключил Петришенко.
По данным "Infoline-Аналитики", Минск экспортировал более 12,5 миллиона тонн нефтепродуктов в 2017 году, в том числе почти 8,5 миллиона тонн — через Ригу, Вентспилс, Клайпеду и Таллин, около 4 миллионов тонн ушло по железной дороге (до 90% на Украину, менее 10% в Россию). Скидка РЖД нивелирует разницу в железнодорожных тарифах, но есть проблема большей дальности перевозки и более высоких тарифов на перевалку в Усть-Луге. Стивидоры Прибалтики гибче российских в тарифах, а ОАО "РЖД" и железные дороги Балтии "одинаково агрессивны" в скидках, отмечают аналитики.