07:20 20 Октября 2019
Прямой эфир
  • USD1.1144
  • RUB71.3066
Морское побережье Балтийской косы зимой

Канал через Балтийскую косу: политика против экологии

© Wikipedia/ Andrey Fimushkin
Новости мира
Получить короткую ссылку
1274

Если в ближайшей перспективе экологические последствия от строительства канала через Балтийскую косу не вызывают серьезных опасений, то уже через 10-15 лет опасность угрожает экосистеме всего Балтийского региона

РИГА, 6 мар — Sputnik, Галина Наумова. В конце февраля депутаты Сейма Польши приняли закон о строительстве канала через Балтийскую косу, который соединит Гданьскую бухту и Калининградский залив.

На прошлой неделе в интервью Sputnik своими опасениями поделился руководитель экологической организации "Латвийский зеленый крест" Артурс Плотниекс, а сегодня мы поделимся мнением ведущих российских специалистов. 

По мнению доцента Института природопользования территориального развития и градостроительства Балтийского федерального университета (БФУ) имени И. Канта Ивана Сергеевича Гуменюка, экологические риски в данном вопросе не просчитаны до конца.

"В прошлом году совместно с польскими коллегами мы реализовывали европейский проект касательно возможности развития Калининградского залива, в том числе изучался вопрос строительства канала через Балтийскую косу. Могу сказать, что в польской академической среде мнения неоднозначны — они разделились 50 на 50. Есть сторонники строительства канала, которые обосновывают минимизированный экологический вред. Есть люди, которые придерживаются обратной точки зрения, говоря, что экологические риски не просчитаны до конца, так как система Калининградского залива хрупкая и уникальная", — рассказывает Иван Сергеевич.

По словам эксперта, российские ученые считают, что проведенных расчетов и исследований недостаточно для принятия однозначного решения.

"Строительство канала подразумевает технологические варианты: открытая система или шлюзовая. Пока непонятно, какой из вариантов будет окончательным. Больше склоняются к шлюзовому, при котором взаимодействие между заливом и морем будет минимальным, то есть шлюзы будут открываться только на время прохождения судна. В теории это должно минимизировать обмен вод, и, соответственно, экологические последствия для залива", — говорит Иван Гуменюк.

Однако, по мнению ученых, если экологические последствия от строительства канала через год-два будут минимальными, то просчитать, что произойдет с Балтийской косой через 10-15 лет, не представляется возможным.

"Чтобы провести такой расчет, требуются мощные математические аппараты, использование высокотехнологичных информационных кластеров. Эта работа требует больших финансовых вложений. Провести подобное исследование очень тяжело", — отмечает Гуменюк.

Помимо экологических вопросов, на большинство из которых пока нет ответов, есть еще и вопрос экономической целесообразности строительства канала через Балтийскую косу. Европейский союз отказался финансировать данный проект.

"Теперь решение за Польшей. Если она готова строить, то исключительно на собственные средства. Строительство очень дорогое, и наши польские коллеги просчитывают его экономическую целесообразность: даст ли канал тот экономический эффект, который будет соответствовать объему затраченных средств. Эльблонг, действительно, сейчас простаивает как порт. Канал планирует активизировать его деятельность, но возникает вопрос: конкурентом кому будет выступать Эльблонг? И российские, и польские специалисты склоняются к тому, что, если канал построят, порт Эльблонг будет выступать конкурентом другим польским портам в Гданьске и Гдыне. Сможет ли он перетащить на себя такое количество грузов, чтобы строительство канала стало рентабельным? На этот счет у экспертов большие сомнения", — говорит Иван Гуменюк.

"Но решение принято. Если Польша начнет строить канал, то я считаю, что единственное здравое решение со стороны российских научно-исследовательских организаций — подключиться к общему экологическому мониторингу территорий, то есть пытаться максимально открыто и объективно отслеживать происходящие экологические ситуации", — заключает специалист.

Экологи против строительства

Строить канал через Балтийскую косу нельзя: если её целостность будет нарушена, то это отрицательно скажется экосистеме залива и косы, отмечает председатель Калининградского регионального отделения Межрегиональной экологической общественной организации "Зеленый фронт" Олег Владимирович Иванов.

"Если говорить о Калининградском, или, как его еще называют, Вислинском заливе, то однозначно изменится коэффициент солености воды, что может привести к различным экологическим последствиям, в частности может достаточно сильно поменяться состав биологических ресурсов, промысловая направленность, в том числе и на российских территориальных водах", — отмечает эколог.

По словам эксперта, на косе со стороны Польши находятся природный парк — особо охраняемая территория — и ареал обитания некоторых видов животных и птиц. Парк создавался с целью сохранения экосистемы косы, но если канал будет построен, то концепция природного парка нарушится.

"Известно, что наши коллеги — экологи из Польши активно выступают против строительства канала. Но, по всей видимости, в данном вопросе политика преобладает над здравым смыслом", — заключает Олег Владимирович.

Строительство канала, который должен соединить Калининградский залив и Гданьскую бухту, инициировано Польшой
© Sputnik / Ekaterina Starova
Канал через Балтийскую косу

По теме

Польша расплетает Балтийскую косу
Сейм Польши принял закон о строительстве канала через Балтийскую косу
Эксперты о канале через Балтийскую косу: политика и никакой экономики
Теги:
строительство канала, Олег Иванов, Иван Гуменюк, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik