Межевич: миллиарды ЕС не дает, а бюджеты стран Балтии Rail Baltica убьет

© Sputnik / Владимир Трефилов / Перейти в фотобанкПрофессор Санкт-Петербургского государственного университета, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич - Sputnik Латвия
Подписаться
Смысл Rail Baltica в том, чтобы получать деньги из Европы, потому что для национальных бюджетов стран Балтии этот проект убийствен
Межевич: миллиарды ЕС не дает, а бюджеты стран Балтии Rail Baltica убьет

Как передает Sputnik Литва, Евросоюз выделил Латвии, Литве и Эстонии 182,1 миллиона евро на развитие проекта трансбалтийской железнодорожной магистрали Rail Baltica в рамках соглашения между Исполнительным агентством по инновациям и сетям (INEA) и совместным предприятием, реализующим проект.

Несмотря на громкие декларации и перерезание ленточек, стратегическое решение по вопросу строительства Rail Baltica так и не принято, отметил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктор экономических наук, профессор СПбГУ Николай Межевич.

Журналист Юрий Светов - Sputnik Латвия
Политолог: в Литве уже не стесняются истинных целей Rail Baltica
"Говорить об экономической эффективности Rail Baltica уже нельзя. Никто не пытается, как пять-шесть лет назад, рассуждать о том, что граждане Эстонии будут садиться в Таллине на поезд и ехать в Варшаву. Тех граждан Эстонии, которые могли бы стать пассажирами Rail Baltica, - не больше миллиона. Сложно предположить, что они создадут загрузку для этих поездов", - рассуждает Межевич в интервью Sputnik Латвия.

При этом, по словам эксперта, эстонцы, решив поехать в Варшаву, вероятнее всего воспользуются самолетом.

"Каким бы высокоскоростным ни был режим железнодорожной магистрали, все равно эта поездка растянется на целый день. Между тем перелет занимает не более двух часов. Кто в таком случае поедет в Варшаву поездом? Ровно то же можно сказать и о других маршрутах. Зачем человеку из Риги ехать в Таллин на дорогом поезде, когда есть дешевый автобус?" - задается вопросами Межевич.

Именно поэтому экономический аспект Rail Baltica давно уже не актуален, да и в части применения магистрали для военных целей есть вопросы, отметил собеседник Sputnik.

По его мнению, объем финансирования проекта со стороны ЕС свидетельствует о незначительном интересе Брюсселя к будущей железной дороге. 

"Евросоюз дает 182 миллиона евро, но магистраль оценивается почти в шесть миллиардов евро... Европа дает деньги на поддержание инфраструктуры и минимальные проектные работы, которые ведутся по трассе будущей магистрали. Миллиарды Европа пока не дает, а Эстония, Латвия и Литва, естественно, не могут ничего построить без европейских миллиардов", - констатировал Межевич.

Смысл проекта был в том, чтобы получать деньги из Европы, потому что для национальных бюджетов стран Балтии этот проект убийствен, добавил эксперт.

По плану железная дорога стандартной европейской колеи Rail Baltica должна соединить страны Балтии с Польшей. Согласно первоначальным расчетам, при инвестициях в 5,8 миллиарда евро Rail Baltica должна была принести 16 миллиардов прибыли. Экспертиза 2019 года показала, что в случае реализации проекта убытки составят не менее четырех миллиардов евро.

Лента новостей
0