Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Танкер нефти белорусам - это ни о чем: эксперта насмешили балтийские горе-конкуренты

© Sputnik / Виктор ТолочкоПолитический эксперт, доцент МГИМО Кирилл Коктыш
Политический эксперт, доцент МГИМО Кирилл Коктыш - Sputnik Латвия
Подписаться
Портам Латвии и Литвы не суждено разбогатеть на поставках нефти в Беларусь - горе-конкурентам, как оказалось, не только нечем соперничать, но и не за что
Танкер нефти белорусам - это слезы: Коктыш высмеял горе-конкуренцию Латвии и Литвы

По словам министра сообщения Латвии Талиса Линкайтса, терминалы Вентспилсского порта интересовались перевалкой норвежской нефти для Беларуси, однако стороны не пришли к "правильным экономическим условиям". Приобретенная Минском партия норвежской нефти в январе была направлена танкером в литовский порт Клайпеда, а затем по железной дороге - на белорусский НПЗ "Нафтан".

Латвия и Литва всегда конкурировали за морской транспорт, но в вопросе поставок норвежской нефти в Беларусь им попросту не за что конкурировать, заявил Sputnik Латвия член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов, доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш. 

"Речь идет ровно об одном танкере норвежской нефти, и вряд ли там будет больше. Здесь нет существенных объемов, по крайне мере на данный момент: один танкер пришел, его перегрузили - это целых три дня работы белорусских нефтеперерабатывающих предприятий", - с иронией отметил Коктыш.

Эксперт констатировал, что для Беларуси такая схема поставки нефти нерентабельна, поэтому вряд ли через Балтию пойдут значительные объемы сырья. По словам Коктыша, конкурировать портам будет не за что, да и другой конкуренции, кроме ценовой, в этом канале транзита быть не может.

Аналитик Центра общественно-политических исследований Русская Балтика Александр Носович - Sputnik Латвия
Носович объяснил, почему Латвия пока не лишилась российского транзита
"Кто даст цену ниже, тот и будет в выигрыше. Но цена ведь не может быть ниже себестоимости. Оба порта ограничены нижним порогом рентабельности, особого пространства для конкуренции здесь нет. Кто даст цену ближе к себестоимости, тот и выиграет", - пояснил Коктыш.

Он добавил, что и выигрыш в данном случае будет заключаться скорее в наличии рабочих мест, обеспечении занятости и поддержании стабильности порта, нежели в каких-то доходах от транзита.

В прошлом году Беларуси и РФ не удалось преодолеть разногласия по вопросу поставок нефти, и Минск заявил о намерении искать альтернативные источники сырья. Как указывал президент Беларуси Александр Лукашенко, в планах республики - получать до 30% необходимого объема через порты Балтики, еще 30% через Украину и до 40% - из РФ.

По оценке экспертов, потребность Беларуси в нефти составляет до 23 миллионов тонн в год. Закупленные в начале года 80 тысяч тонн сырья гарантировали загрузку нефтеперерабатывающего завода "Нафтан" на три с небольшим дня (при суточной норме в 25 тысяч тонн нефти). На минувшей неделе стало известно, что Москва и Минск договорились об условиях поставки нефти на 2020 год.

Лента новостей
0