09:50 02 Июля 2020
Прямой эфир
  • USD1.1200
  • RUB79.6793
Новости политики Латвии
Получить короткую ссылку
1517

Сейм Латвии большинством голосов принял пакет законопроектов, которые будут действовать с момента окончания официального режима чрезвычайной ситуации и до момента, когда правительство сочтет нужным их приостановить

РИГА, 6 июн — Sputnik, Дмитрий Олейников. В пятницу, 5 июня, в окончательном чтении и в срочном порядке был принят Закон об управлении распространением инфекции COVID-19. Цель его, как сказано в аннотации, восстановить прежний правовой порядок после чрезвычайной ситуации, обеспечив и соблюдение прав и свобод человека, и стабильную ситуацию в сфере здравоохранении. Кроме того, закон оговаривает порядок работы государственных и муниципальных учреждений в "переходный период" с момента окончания ЧС до полной нейтрализации угрозы COVID-19.

Закон вступит в силу после провозглашения его президентом и с момента окончания режима ЧС, запланированного на 9 июня. В нем, в частности, предусмотрено, что правительство, с целью эпидемиологической безопасности, имеет право наложить ограничения на права частных лиц. Это обещают делать только в том случае, если появятся дополнительные риски связанные с распространением вируса.

Массовые мероприятия не отменяются, но их организаторам придется указывать в заявлениях на организацию пикетов, собраний и шествий, каким образом будет обеспечена эпидемиологическая защита. (К слову сказать, до COVID-19 организаторам пикетов и шествий вообще не надо было подавать никаких заявлений – максимум, проинформировать полицию о готовящемся мероприятии).

Государственные организации и муниципальные учреждения в "переходный период" должны постепенно переходить на "очный" режим работы посетителей, но тоже с оговоркой: личный прием посетителей возможен только в тех случаях, когда услугу нельзя предоставить "удаленным способом". Интересно, что такие же правила распространяются на работников предприятий и организаций – на работу могут выходить не все, а только те, без которых функционирование организации невозможно. Остальные работают удаленно.

Для нарушителей режима пост-чрезвычайной ситуации предусмотрены санкции: штрафы от 10 до 2 тысяч евро для физических лиц и от 140 до 5 тысяч евро для юридических.

Что обсуждалось в парламенте

Дебаты по поводу законопроекта в парламенте были достаточно долгими, но основные аргументы оппозиции – следующие: надо или отменить режим ЧС и вернуться к нормальной жизни в государстве, или не отменять режим ЧС. По крайней мере, в законе о ЧС были указаны конкретные сроки его действия. В данном случае, правительство вольно по своему разумению и на основании собственных ощущений (или рекомендаций экспертов, как выражаются коалиционные депутаты) жить в режиме "временного закона" сколь угодно долго, пока существует риск COVID-19. Сейм в расчет не принимается, его, согласно закону, правительство может просто информировать о своих действиях.

Второй законопроект, который правительственная коалиция в буквальном смысле "протащила" через парламент, пользуясь большинством голосов, называется "Законом о преодолении последствий распространения COVID-19". Если в первом законе акцент делался на ограничительные и медицинские меры, то в данном законопроекте речь идет об экономических мерах, которые имеет право принимать правительство.

Из приятного: и после окончания чрезвычайной ситуации будет сохранено пособие по простою, как минимум, до конца года, будут продолжены нынешние льготы коммерсантам по аренде помещений. Предприятиям сохранят льготы, связанные с авансовыми выплатами подоходного налога с жителей. До конца года, также, будет продолжен ускоренный возврат переплаченного налога на добавленную стоимость в отношении коммерсантов. Срок уплаты налогов продлевается на три года, и подать заявку на эту форму поддержки налогоплательщики смогут, также, до конца года. До конца года самоуправления имеют право отложить оплату налога на недвижимость для жителей. Не платить транспортный налог в полном размере могут транспортные предприятия за грузовые машины.

Словом, достаточно много приятных бонусов, и нет, казалось бы, причин для беспокойства. Хотя оппозиционные депутаты парламента нашли достаточно причин для критики обоих законопроектов. В первую очередь, конечно, это размер полномочий, выдаваемых правительством "авансом" и на неопределенный срок.

Мнения разделились

Вот что заявила независимый депутат Юлия Степаненко: "Во время чрезвычайной ситуации, когда у кабинета министров или всего общества в целом возникают опасения по поводу какой-то проблемы, то решения кабинета министров верифицирует Сейм своим решением. Сейм может и не поддержать распоряжения кабинета министров. Но в данном случае вы (коалиция) желаете в таком перманентном страхе держать все общество. Опасения наши связаны с людьми, которые не знают, как начнется 1 сентября, не знают, получат ли они пособия по простою, и как будут жить дальше".

В одном из своих заявлений депутат Дана Рейзниеце-Озола дополнила коллегу: "… Есть один важный принцип, который, обычно, надо соблюдать – чем больше твои полномочия, тем больше и ответственность. Чем больше мандат, тем больше обязанность отчитаться по существу. А здесь, этим законом и прочим пакетом законов, мы даем очень большой мандат правительству фактически без участия Сейма или с минимальным его участием принимать целый ряд решений, пока только существуют риски эпидемиологической угрозы. Это очень субъективный подход".

Ивар Зариньш, депутат Сейма, сделал интересный вывод о том, насколько долго может продлиться "переходный период": "Ну хотя бы то, что коалиция разработала принцип, что раз в три месяца они должны отчитываться перед Сеймом – это уже свидетельствует, что, как минимум, в ближайшее время те, кто находится у власти, не хотят видеть никаких изменений. Хотят, по возможности, сохранить эти возможности манипуляций с чрезвычайной ситуацией… Эта манипуляция может привести к очень нежелательным последствиям для всего общества, к разнообразным аферам".

Вячеслав Домбровский: "Прошло три месяца, и, как минимум, de fakto, мы можем считать, что кризис завершен, пока не началась никакая вторая и третья волна. И можем посмотреть, каковы были действия правительства по поддержке отраслей. Во-первых, еще три месяца назад у всех нас было понимание, что именно туристическая отрасль будет той отраслью, которая сильнее всего пострадает от этого кризиса… И что мы видим? Что только теперь, когда эпидемия уже закончилась, как таковая, правительство начинает предлагать какую-то конкретную помощь туристической отрасли… Если бы кто-то со стороны оценил бы народное хозяйство Латвии на основании объемов предоставленной правительством помощи (а правительство говорило, что в той или иной степени пострадали все сферы народного хозяйства), то этот наблюдатель пришел бы к выводу, что на 90% народное хозяйство страны состоит из одного единственного предприятия – airBaltic".

Законопроекты должны вступить в силу сразу после окончания режима чрезвычайной ситуации. Тогда последуют и первая реакция на принятые законы.

По теме

Еремеев: в Латвии нет и не было необходимости вводить режим ЧС
Депутата краевой думы лишили мандата за прогулы заседаний во время ЧС
Домбровский: правительству Латвии понравилось жить в режиме ЧС
Теги:
законопроект, правительство Латвии, Сейм, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik