Чрезвычайный режим распределения денег: кабмин перенимает власть у Сейма

© Reinis Inkēns, Saeimas AdministrācijaФлаг Латвии на здании Сейма
Флаг Латвии на здании Сейма - Sputnik Латвия
Подписаться
Оппозиция считает, что законопроект о расширении полномочий кабмина после отмены режима ЧС приведет к тому, что Сейм потеряет часть своих функций, а министры смогут чуть ли не единолично принимать решения; особые опасения вызывает вопрос займов и распределения средств

РИГА, 5 июн – Sputnik. Дмитрий Олейников. Сейм Латвии в первом чтении утвердил законопроект "О предотвращении последствий, вызванных распространением COVID-19". В парламенте прозвучало немало заявлений о том, что законопроект направлен не столько на поддержку экономики, сколько на перенятие власти правительством у парламента.

И для подобных заявлений есть ряд оснований. В частности, в срочном порядке введенная электронная система голосования в Сейме, которая позволяет депутатам принимать участие в работе парламента, не находясь в здании. Впрочем, главная ее "особенность" даже не в этом, а в том, что парламентские дебаты, по сути, теряют свое значение. Большинством Сейма принято решение проводить заседания парламента именно через эту систему, в результате депутаты - даже те, которые находятся в зале парламента, - не имеют права подниматься на трибуну, а вынуждены выступать каждый перед собственным компьютером. Так что, система идеально подходит для того, чтобы нажать на кнопку при голосовании из любой точки мира и Латвии, но совсем не способствует проведению дискуссий.

Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш  - Sputnik Латвия
Рецепт Кариньша: как поделить два миллиарда евро

Правительство уже и раньше демонстрировало свое желание взять на себя "дополнительные полномочия" - через возвращение 81-й статьи в Сатверсме. Нынешний законопроект, похоже, преследует те же цели, но другим путем. Принять закон Сейм может большинством голосов, а для изменения Сатверсме нужно все же большее количество депутатов.

На прошедших в э-парламенте дебатах почти не говорили о мерах по поддержке жителей или предпринимателей. На кону стояли вопросы более глобальные – что намерено делать правительство с требуемыми для себя полномочиями. Так, министр финансов, согласно законопроекту, получает право практически в единоличном порядке определять величину госдолга страны.

Вот что заявил по этому поводу депутат от "Согласия" Вячеслав Домбровский:

"Кажется, эти коалиционные депутаты находятся сейчас в состоянии фискальной эйфории. После долгих лет строгой фискальной дисциплины, вдруг открылись фискальные двери, и все стало доступно. У нас теперь так много денег, как никогда не было… И готовятся планы, как освоить эти деньги, потратить на какие-нибудь особенные партийные интересы… Я хочу напомнить, что эти деньги – заемные! Это не манна небесная, это одолженные деньги. После последнего кризиса долг Латвии составляет почти 10 миллиардов. И теперь к нему добавят еще несколько миллиардов, которые придется отдавать".

В своем выступлении политик отмечает, что, с одной стороны, правительство объявляет о завершении режима чрезвычайной ситуации. С другой – через этот законопроект – старается "де-факто" продолжать ЧС, особенно в вопросах привлечения и распределения денег. Сохранить "чрезвычайный режим" принятия решений.

Его коллега по партии, Игорь Пименов, заметил на дебатах, что суммы, к которым получают доступ министры, сравнимы с бюджетом страны: "26 мая глава правительства Кришьянис Кариньш после заседания кабинета министров заявил, что для преодоления кризиса COVID-19 в общей сложности мобилизовано 4,5 миллиарда евро. Они составляют 15% ВВП страны, или 45% государственного годового бюджета. Это огромная сумма. И то, как правительство намерено потратить эти деньги, поясняет именно этот рассматриваемый законопроект".

Здание Сейма Латвии - Sputnik Латвия
Сейм на "удаленке": технологический прорыв или государственный переворот?

Краткую экскурсию по написанному законопроекту, как он выразился, "простыми словами", провел Марис Кучинскис, экс-премьер, а ныне – депутат от Союза зеленых и крестьян: "25-я статья. Мы поменяем, сократим, увеличим и переделим распределение средств между министерствами так, как сами хотим, и об этом (потом) проинформируем Сейм и общество. 26-я - чтобы проще было перераспределять, не нужно лишней бюрократии. Мы заложим нужные нам суммы в "непредвиденные расходы". И потом проинформируем Сейм и общество. 27-я - министр финансов, если сочтет нужным, возьмет займы, увеличит госдолг, поднимет расходы на управление госдолгом и так далее… Потом, опять же, мы проинформируем Сейм и общественность… 56-я статья вызывает самое большое удивление: если мы сочтем, что есть риск COVID, то данный закон останется в силе столько, сколько мы посчитаем нужным. Поскольку в законе нет никаких ссылок на то, на какой срок он принимается…"

Социальную составляющую законопроекта отметила в своем выступлении депутат от "Согласия" Регина Лочмеле-Лунева: "Этот законопроект можно назвать так – вершки и корешки. Вершки – для правящей коалиции и группировок из поддерживаемых отраслей. Корешки – для малого, среднего бизнеса и простых работников. 18-я статья, пункт 2, закрепляет право на неопределенное время увольнять любого работника только за то, что он не согласен со снижением своей зарплаты. 19-я статья предусматривает, что за предоставление ложной информации, безо всяких ссылок на объем и содержание этой информации, Служба госдоходов в рамках начисления пособия по простою может оштрафовать физическое лицо или члена правления, лишив его права занимать должности в коммерческих предприятиях. Решение будет принимать Служба госдоходов и никто иной…"

Своего рода юридическую оценку принимаемому законопроекту дал независимый депутат Алдис Гобземс: "Этот законопроект антиконституционен. Он противоречит Сатверсме Латвийской Республики, так же, как противоречит Сатверсме данное заседание Сейма и все прочие заседания Сейма, которые проходят в так называемом удаленном режиме… Фактически в данном законопроекте закрепляется, что нам Сейм больше не нужен. Это такой современный госпереворот 21-го века. Через э-парламент мы отдаем все функции исполнительной власти – в неограниченном объеме решать вопросы, которые Сейм может абсолютно спокойно решать сам в нынешних условиях".

Выращивание банкнот - Sputnik Латвия
В Латвии отказались в кризис поддерживать "всех, кто дышит"

В своем выступлении депутат сделал прогноз: "Осталось сказать, куда это все приведет? Все это приведет, по сути, к государственному краху. И этот крах начнется ближе к осени. Почему? Потому что мы видим: все прежние решения, которые принимало правительство или парламентская коалиция – они, по сути, не были в интересах общества Латвии. Они были приняты (политиками) лишь в интересах своих друзей, спонсоров и так далее… Все это возможно сегодня, и коалиция это очень хорошо знает. Возможно потому, что наше общество привыкло страдать. Оно страдает годами. Не верит больше никому, и равнодушно допускает, что в Латвии происходит демонтаж Сатверсме и фактически парламента".

После рассмотрения в бюджетно-финансовой комиссии (которая, как заверил ее председатель Мартиньш Бондарс, будет заседать столько, сколько потребуется) законопроект в срочном порядке поступит в парламент на окончательное чтение. Вскоре после этого и станет понятно, кто же из депутатов был прав – коалиция, считающая, что законопроект позволит оперативно принимать нужные для экономики страны решения, или оппозиция – с вышеперечисленными комментариями.

Лента новостей
0