23:04 03 Июля 2020
Прямой эфир
  • USD1.1224
  • RUB80.2153
Новости политики Латвии
Получить короткую ссылку
Административно-территориальная реформа: оптимизация или дискриминация (95)
193

Отражением каких политических договоренностей может быть решение выделить Елгаву и Вентспилс в отдельные муниципалитеты, выгодно ли СЗК тормозить краевую реформу и что может повлиять на шансы этой партии на следующих местных выборах

РИГА, 28 мая — Sputnik, Андрей Солопенко. Обсуждение административно-территориальной реформы в третьем чтении стремительно продвигается, и можно не сомневаться, что в итоге она будет принята.

Правда, у главных противников реформы – Союза зеленых и крестьян – имеются возможности затормозить ее вступление в силу, и то, воспользуется ли он ими, покажет, удовлетворен ли СЗК законопроектом или же договорился с правительственными партиями не мешать реформе в обмен на уступки, рискуя при этом потерять поддержку на местных выборах.

Политический торг

Проведение административно-территориальной реформы, направленной на укрупнение латвийских муниципалитетов, было заявлено одним из приоритетов нынешнего кабинета министров. К реализации этого проекта министр по делам самоуправлений Юрис Пуце приступил практически сразу после своего вступления в должность.

Уже спустя три месяца, в апреле он предоставил план, подразумевавший разделение страны на 35 муниципалитетов, но в процессе обсуждения их число постепенно возрастало: правительство в сентябре 2019 года утвердило план с 36 самоуправлениями, в первом чтении был принят проект с 39, во втором — с 40. К третьему чтению парламентская комиссия еще захотела оставить отдельными муниципалитетами Вентспилс и Елгаву, не объединив их с близлежащими краями. Тем самым итоговое число самоуправлений, которое должен утвердить Сейм, возросло до 42: 35 краев и семь городов.

Интересно, что Елгавой уже почти 20 лет управляет член СЗК Андрис Равиньш, тогда как Вентспилсом с 1988 года руководит близкий к этому объединению Айварс Лембергс, что, как считает политолог Филипп Раевский, может указывать на желание правящих партий пойти на некоторые уступки СЗК, чтобы он не сильно противодействовал принятию реформы.

"Я предполагаю, что там есть какая-то договоренность между ними, и СЗК может обеспечить запас голосов, если их вдруг не хватит у коалиции", – заметил он.

Есть разные способы, как Союз зеленых и крестьян может поддержать реформу, но в то же время сохранить лицо, ведь он является ярым противником укрупнения муниципалитетов.

"Там можно понизить кворум, или как-то еще решить вопрос, – заявил эксперт, – но в любом случае я думаю, что это является сделкой с СЗК, направленной на принятие реформы".

Так что, по его мнению, даже если СЗК и будет что-то делать против нее, никаких практических результатов это не даст.

"Они будут больше имитировать, чем делать", – указал Раевский.

… или экономический расчет?

Другой политолог Оярс Скудра, хоть и не исключает некоторой закулисной договоренности, однако склонен считать, что выделению Вентспилса и Елгавы в отдельные самоуправления вместо объединения их с близлежащими краями присущи экономические, а не политические обоснования.

"Сельская территория Вентспилсского края относительно велика, а ее экономический потенциал намного хуже, чем в Вентспилсе. А это будет накладывать на городской бюджет очень крупные расходы", – заметил эксперт.

Действительно, Вентспилсский край – это дотационное самоуправление, получающее помощь из Фонда выравнивания, тогда как Вентспилс, наоборот, донор, которому после объединения пришлось бы расстаться со значительной частью своих доходов. По мнению Скудры, бюджет Вентспилса мог бы не выдержать такого давления, что и способствовало разделению этих территорий.

"Да, может, комиссия Сейма и поступила цинично, оставив Вентспилсский край и его жителей. Мол, пусть они там бедные живут. Но делать Вентспилс еще беднее, особенно учитывая кризисную ситуацию, все же не стоит", – указал политолог.

Говоря о Елгавском крае, он указал, что там село относительно сильное экономически, так что причины отказа от объединения регионов другие. По его словам, видимо, стороны не хотели быть вместе – ни Елгава, ни Елгавский край, – поэтому все сошлись на компромиссе. Также Скудра предполагает, что и депутаты СЗК в третьем чтении будут согласны пойти на некоторые уступки – они могут как голосовать против законопроекта, так и объявить свободное голосование по этому вопросу.

"Это все же очень важный пункт для них, но выступать категорически против имеет смысл, только если после принятия этого закона они будут обращаться в Конституционный суд и к президенту и начнут массово призывать самоуправления к активным действиям", – подчеркнул политолог.

Он предположил, что, скорее всего, СЗК все же попытается оспорить закон в суде, но если у него ничего не выйдет, то это может негативно сказаться на результатах этой политической силы на грядущих муниципальных выборах.

Готовность бороться

В целом, говоря о шансах Союза зеленых и крестьян на местных выборах, намеченных на будущий год, эксперт отметил, что многое будет зависеть от того, с какими партиями они будут настроены на сотрудничество.

"Чем больше СЗК будут сотрудничать на выборах с "Согласием" и Алдисом Гобземсом, тем слабее окажется их результат в сельских муниципалитетах", – указал он, дав понять, что других союзников у данной политической силы пока что не намечается.

"Совершенно ясно, что Латвийское объединение регионов посчитало СЗК неудобным, нехорошим и ненужным, о чем свидетельствует создание общего списка ЛОР с Национальным объединением в столице. Ну а Новая консервативная партия, как мне представляется, вообще наметила своей стратегической целью ликвидировать Союз зеленых и крестьян как ведущую силу на селе. Поэтому вопросы союзников, налоговой реформы и бюджета будущего года могут стать для них вопросами жизни и смерти", – заявил политолог.

После укрупнения самоуправлений позиции СЗК на местном уровне точно ухудшатся, но, как считает эксперт, если эта политическая сила продолжит оставаться в оппозиции и не сумеет ничего предложить своим избирателям, то их потери могут быть намного сильнее.

С тем, что административно-территориальная реформа окажет неблагоприятное влияние на СЗК, согласен и Филипп Раевский, хотя, по его мнению, списывать со счетов эту партию все же не следует.

"У СЗК больше регионального представительства, а значит, и больше опыта в регионах, чем у других партий. Кроме того, они находятся во главе многих крупных самоуправлений, к которым присоединяют муниципалитеты. Конечно, перед выборами им придется напрячься, продумать предвыборную кампанию, но я не думаю, что им что-то может сильно подпортить политическую игру", – сказал эксперт.

Пусть СЗК и не остановит эту краевую реформу, но, показав себя непримиримым борцом в этом вопросе, он тоже может получить дополнительные голоса на выборах, добавил Раевский.

Тема:
Административно-территориальная реформа: оптимизация или дискриминация (95)

По теме

Мирные люди и бульдозеры: как фермеры протестовали против краевой реформы
Самоуправления укрупнят, но станет ли им от этого лучше
Пуце допустил растрату и нарушил Сатверсме: помешает ли это утвердить краевую реформу
Против краевой реформы и цифрового переворота: у здания Сейма прошел пикет
Теги:
реформа, Союз зеленых и крестьян

Главные темы

Орбита Sputnik