11:16 28 Мая 2020
Прямой эфир
  • USD1.0991
  • RUB78.1096
Новости политики Латвии
Получить короткую ссылку
Административно-территориальная реформа: оптимизация или дискриминация (89)
368

Как представители разных партий оценивают их влияние вердикта Суда Сатверсме и ревизии Госконтроля на утверждение краевой реформы и почему Пуце не видит ничего плохого в том, чтобы дать бизнесменам подзаработать на организации общественных обсуждений

РИГА, 21 мая — Sputnik. В пятницу, 22 мая Сейм приступит к рассмотрению законопроекта об административно-территориальной реформе в окончательном чтении. На ход заседания повлияют два события нынешнего понедельника: вердикт Суда Сатверсме о признании неконституционным решения министра регионального развития Юриса Пуце о прекращении опроса жителей Икшкильского края и негативное заключение Госконтроля по поводу растраты бюджетных средств при организации общественного обсуждения реформы, пишет газета Diena.

Нарушения Конституции

В апреле прошлого года, вскоре после того как министерство охраны среды и регионального развития (МОСРР) представило новую карту округов, в которой Икшкиле включено в Огрский край, Икшкильская дума решила провести опрос жителей на эту тему.

Положение о проведении опроса помогал составлять бывший глава ЦИК Арнис Цимдарс. МОСРР посчитало, что этот документ похож на распоряжение о проведении местного референдума или выборов, что создавало "ложную предпосылку", что жители участвуют в принятии обязывающего решения. Поэтому Пуце 25 апреля издал распоряжение о прекращении опроса. Несмотря на это, самоуправление в мае провело опрос, утвердив его организацию решением думы.

Это был небольшой, но важный нюанс, потому что обжаловать решение думы в суде сложнее, чем изданный ей нормативный акт.

Министр также обратился в прокуратуру и предупредил, что министерство готово будет действовать таким же образом в отношении других самоуправлений.

Прокуратура не стала заводить дело, но подобные действия министра отразились на желании других самоуправлении выяснить, что их жители думают об административно-территориальной реформе и границам.

"Многие самоуправления, которые собирались последовать примеру Икшкиле, который Конституционный суд сейчас признал положительным, не стали проводить опросы такого вида", - напомнил старший советник Латвийского союза самоуправлений Марис Пукис.

Опросы и общественные обсуждения прошли во многих местах, но более осторожно и не в том объеме, который планировался заранее.

Конституционный суд признал, что терминология, использованная в положении о проведении опроса, скорее характерна для выборов или референдума, но это автоматически не делает опрос референдумом. Более того, собранные таким образом мнения не имеют юридических последствий для самоуправления, а дума имела право узнать, что думают жители, потому что административно-территориальная реформа напрямую связана с их правами и законными интересами.

Суд заключил, что Икшкильская дума действовала в пределах своей компетенции, а у министерства вполне была возможность использовать другие средства контроля, которые бы меньше ограничивали самоуправление.

"Отношения правительства и самоуправления нужно выстраивать в форме диалога, соблюдая принципы добросовестности и взаимоуважения", - подчеркнул суд.

Поэтому распоряжение министра признали противоречащим статье 1 Конституции, согласно которой, Латвия — это независимая демократическая республика. После этого соответствие 101 статье Конитстуции и 5 статье Европейской хартии местного самоуправления уже не проверялось.

Одновременно Суд признал противоправным решение Икшкильской думы провести опрос, не дожидаясь вердикта Конституционного суда. Но сути это не меняет — у самоуправления есть право выяснить мнение жителей о планирующихся изменениях административно-территориальных границ.

Она вновь подчеркнула: "Отношения между правительством — в данном случае, министерством — и местными самоуправлениями должны быть уважительными и основываться на диалоге и ответственном использовании ресурсов.

В демократическом государстве все — и правительство, и самоуправление — должны соблюдать нормативные акты. (…) Права нужно соблюдать на всех уровнях".

Влияние на дебаты

"Решение Конституционного суда, что министр был неправ, очень важно, и теперь политическая ответственность переносится на Сейм — если реформа была организована неправильно с самого начала, Сейм должен оценить, нужно ли торопиться сломя голову или все же нужно убедить жителей", - отмечает Пукис.

Доцент Латвийского университета Янис Плепс считает, что это решение будет значимым в политической риторике, но его юридическое влияние сейчас сложно оценить.

"По этому решению еще не понятно отношение суда к административно-территориальной реформе. (Судьи) немного погрозили пальцем обеим сторонам (МОСРР и Икшкильской думе)", - заявил Плепс.

При этом косвенно решение суда напоминает, что закон о муниципальных референдумах, который находится на повестке дня уже со времен 6-го Сейма, до сих пор не принят.

Пуце не связывает решение суда с административно-территориальной реформой и не видит, как оно может повлиять на ее продвижение.

"Фактически дана детализированная оценка полномочий министра охраны среды и регионального развития. (…) Решение корректное и уместное, оно позволит министерству в дальнейшем в правильной последовательности выбирать шаги по приостановке нормативных актов самоуправлений", - заявил Пуце.

На вопрос о том, признает ли он свою ошибку, Пуце ответил журналистам, что в соответствии с решением Конституционного суда ему прежде всего нужно было обратиться в Икшкильское самоуправление с просьбой изменить положение об опросе.

"Было ли (распоряжение) ошибкой? Возможно, уместно сделать такой вывод. (…) Учитывая коммуникацию Икшкиле, которую Конституционный суд также отметил в своем вердикте, можно было прогнозировать, что самоуправление не будет выполнять это решение несмотря ни на что. Но нельзя автоматически действовать, допустив, что самоуправление это требование выполнять не будет", - указал Пуце.

Глава фракции Нацблока Райвис Дзинтарс тоже считает, что вердикт суда — не повод пересматривать реформу.

"Любой пересмотр границ сегодня означал бы угрозу для все реформы, однако в целом она нужна латвийцам", - отметил Дзинтарс.

С ним не согласен депутат комиссии по административно-территориальной реформе Андрис Казиновскис (НКП), который считает, что решение дает возможность пересмотреть ход реформы.

Другой член этой комиссии Виктор Валайнис (СЗК) полагает, что решение "бросает тень сомнений" на реформу, но по сути ничего не изменит.

"Пуце следовало бы хотя бы извиниться перед жителями Икшкиле", - заявил Валайнис.

После консультаций с самоуправлениями СЗК примет решение, нужно ли требовать отставки министра.

Странные траты

По случайному совпадению вердикт Конституционного суда был опубликован 18 мая, в то же день, что и итоги ревизии Госконроля, который среди прочего оценивал информационную кампанию об административно-территориальной реформе.

Интересно, что большую часть встреч с жителями организовало само министерства, но десять мероприятий были доверены "Центру информирования общества" (SIA Sabiedrības informēšanas centrs), с которым ведомство заключило договор еще в 2018 году. Согласно публичной информации, эти десять встреч провел посредник - Latvijas Avīze.

Госконтролю показалось подозрительным, что, хотя встречи проходили в разных местах и помещениях, затраты на них идентичны — 3460,95 евро с НДС. Ревизоры выяснили, что, к примеру, аренда помещения и инвентаря в Малпилсском краевом культурном центре, где проходила встреча с жителями, на два часа стоит 85 евро с НДС, а МОСРР заплатил в девять раз больше — 787 евро.

Избирательно опросив еще несколько самоуправлений, ревизоры выяснили, что некоторые муниципалитеты не просили плату за аренду помещений и оборудования.

"Самоуправления сказали, что им даже в голову не пришло просить оплату, потому что это мероприятие МОСРР", - рассказала представитель Госконтроля Инга Вилка.

На это министерство ответило, что были выполнены и такие работы, которые изначально не планировались.

"Существует риск, что заплачено не за то, что заказывалось, а за что-то совершенно другое. В министерстве нет понимания, сколько стоит аренда помещения на несколько часов в латвийских самоуправлениях", — заявила Вилка.

Ревизоры не нашли обоснования расходам в размере неполных 40 тысяч евро и проинформировали об этом Генпрокуратуру.

Госконтроль считает, что госучреждениям все же стоит выборочно проверять информацию о расходах.

Юрис Пуце в ответ на эту критику отметил, что "выравненный платеж (фиксированная цена) с точки зрения государства выгоднее".

"Коммерсант со своей стороны берет на себя риски — если ему удастся найти возможность организовать мероприятие дешевле, сэкономив средства за аренду, это его прибыль. Поэтому мы и привлекаем частных предпринимателей", — заявил Пуце.

Тема:
Административно-территориальная реформа: оптимизация или дискриминация (89)

По теме

"Хотите хаоса? Я в шоке": оппозиция не дает покоя ни Пуце, ни его реформе
"Нельзя разделить Латгалию, как Берлин": на востоке тоже недовольны краевой реформой
Коронавирус на дворе: латвийцы считают, что краевую реформу надо отложить
Тракторная Атмода началась: "власть - народу, а не сотне людей в Риге"
Теги:
реформа, Сатверсме, Юрис Пуце

Главные темы

Орбита Sputnik