СПГ-терминал в Латвии - приоритет или абсурд: что обсуждали в Сейме и при чем здесь Россия

© Sputnik / Sergey MelkonovПорт Скулте
Порт Скулте - Sputnik Латвия
Подписаться
Обсуждение проекта строительства СПГ-терминала в Скулте во время пандемии сошло со страниц СМИ, но это не значит, что его забыли заинтересованные политические силы: как выяснила Neatkarīgā, проект уже находится в сфере внимания МИД и фонда "Инициативы трех морей"

РИГА, 11 дек — Sputnik. Втайне от широкой общественности правительство объявило представляемый американцем Петерисом Алоизом Рагаушсом проект терминала сжиженного газа Skulte LNG Terminal приоритетом государства, пишет газета Neatkarīgā Rīta Avīze.

Проект предусматривает, что в курортной зоне Видземе - возле Саулкрасты и Скулте - будет размещен плавучий терминал по приему сжиженного газа, от которого будет проложен газопровод к Инчукалнскому подземному газохранилищу, пересекая частную землю, владельцы которой вовсе не хотят принудительной национализации.

Видземский берег Рижского залива - Sputnik Латвия
СПГ-терминал в Скулте - не альтернатива газу из России, а удавка на шее жителей Латвии

В результате все жители Латвии при посредничестве Latvenergo должны будут покупать привезенный из Америки газ, который будет дороже, чем обычный природный. Принцип этого проекта тот же, что и компонента обязательной закупки - жители страны должны платить искусственно завышенную цену за так называемую зеленую энергию, которая на самом деле не является никакой "зеленой", поскольку в основном производится все из того же природного газа, говорится в статье.

На этой неделе на заседании комиссий Сейма по иностранным и европейским делам рассматривался отчет министра иностранных дел о проделанной работе и дальнейших направлениях внешней политики, и оказалось, что теперь проект терминала в Скултском порту уже стал объектом национальных интересов государства. На заседании об этом говорил депутат Гатис Эглитис из Новой консервативной партии. По его словам, хорошо, что Латвия инвестировала в "Инициативу трех морей", но теперь нужно сделать следующий шаг и начать думать, как помочь в создании терминала, получении необходимых разрешений и выкупе земли.

Министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс на это ответил, что этот вопрос находится в сфере внимания МИД. Проект подан в фонд "Инициативы трех морей", возможно, он получит поддержку. "Теперь надо достичь единого понимания в правительстве, насколько мы готовы по этому направлению работать", - сказал Ринкевичс.

Директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов - Sputnik Латвия
Громов: строить СПГ-терминал в Латвии экономически невыгодно

"Инициатива трех морей" существует с 2016 года. Проект объединяет 12 стран региона. В число участников входят Польша, Хорватия, Австрия, Венгрия, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Румыния и Болгария. Как поясняют эксперты, название проекта символизирует обширную географию стран-участниц, берега которых омывают Балтийское, Черное и Адриатическое моря.

Участники "Триморья" координируют вопросы, связанные с развитием инфраструктуры — газопроводов, автомобильных и железных дорог, линий электропередачи. Также их усилия направлены на диверсификацию источников энергоснабжения, укрепление связей с США и цифровизацию национальных экономик.

Латвия принимает участие в проекте через фонд ALTUM с инвестициями в размере 20 миллионов евро.

У США нет никаких обязательства в рамках этой инициативы, но им доверено управление общим инвестиционным фондом – через компанию Amber Infrastructure. Получается, что американская сторона будет решать, выделять ли деньги на проект Скултского терминала. В статье говорится, что средства на строительство могут быть выделены не в виде гранта, а на коммерческих принципах. Вот и ответ на вопрос – где Рагаушс собирается брать деньги: прежде всего, это могут быть средства, вложенные в фонд "Инициативы трех морей" Латвией и другими странами-участницами, а потом все жители Латвии будут платить за работу этого терминала, пишет газета.

На вышеупомянутом заседании по поводу проекта строительства терминала высказался и бывший министр экономики Ральф Немиро. По его мнению, сжиженному природному газу нет места в латвийской энергетике с учетом движения ЕС по "зеленому" курсу. Немиро подчеркнул, что строительство терминала СПГ возможно – но лишь исходя из экономической целесообразности и на коммерческих принципах.

Порт Скулте - Sputnik Латвия
Проект СПГ-терминала в Скулте лишился поддержки местных властей, но будет продолжен

"Думаю, это вопрос очень простой. Если в регионе возможно строительство терминала СПГ на рыночных принципах, он может быть. Но, если посмотреть на общий план создания интерконнекторов, очень возможно, что этот СПГ-терминал может оказаться просто абсурдным. Кроме того, не надо быть наивными – доставить СПГ из российского порта гораздо дешевле, чем привезти из США", - заявил Немиро.

Он подчеркнул, что, по его мнению, министерство иностранных дел не должно заниматься вопросами помощи в отчуждении земли, в том числе и в рамках "Инициативы трех морей".

Идею строительства СПГ-терминала в Скулте реализует акционерное общество Skulte LNG Terminal. Сейчас 83% акций компании принадлежит Nacionālā gāzes termināļa biedrība, а еще 17% владеет американский бизнесмен Петерис Алоиз Рагаушс (он же является председателем правления).

Необходимость постройки терминала авторы проекта обосновывают обеспечением альтернативы поставкам газа из России и энергетической независимостью Латвии, а также появлением конкуренции между поставщиками природного газа, которая снизит его цену для потребителей.

В конце июня и июля прошло несколько общественных дискуссий по поводу строительства Скултского СПГ-терминала. Местные жители выразили крайне негативное мнение относительно его строительства. Без учета их мнения терминал не построить, если только ему не будет присвоен статус объекта национального значения. А такой статус министерство экономики в лице его тогдашнего главы Ральфа Немиро предоставлять долгое время отказывалось.

Лента новостей
0