От 100 миллионов до семи миллиардов евро: как страны Европы поддержали свои авиакомпании

© Sputnik / Sergey MelkonovТабло вылета аэропорту Рига со списком отмененных рейсов авиакомпании airBaltic
Табло вылета аэропорту Рига со списком отмененных рейсов авиакомпании airBaltic - Sputnik Латвия
Подписаться
Четверть миллиарда, выплаченных airBaltic, - это не так много на фоне сумм, выделяемых в других государствах; сколько получит крупнейшая авиакомпания региона северных и балтийских стран и как свои транспортные предприятия поддержали соседи Латвии

РИГА, 27 ноя — Sputnik. Пандемия нанесла серьезный ущерб разным отраслям и предприятиям. Чтобы помочь им пережить сложное время, отдельные государства и Евросоюз в целом утвердили объемные программы поддержки. Наиболее значительные суммы получили предприятия транспортной отрасли, особенно компании. Но по-прежнему неясно, насколько сильно пандемия ударит по экономике этой осенью и зимой, так что непонятно, насколько хватит уже выделенных денег, пишет lsm.lv.

Неудивительно, что больше всего поддержки выделялось именно транспортным компаниям, потому что с началом пандемии самые большие ограничения коснулись передвижений людей, отправив транспорт и туризм в нокаут. Но значение туризма в разных странах сильно отличается, и зачастую это исключительно частные фирмы, а транспорт во всех странах – один из главных элементов инфраструктуры, и крупнейшие предприятия в этой сфере нередко полностью или частично принадлежат государству или самоуправлениям. Поэтому никто не хочет допустить их банкротства.

Миллиарды авиации

Уже с весны повседневной задачей Еврокомиссии (ЕК) стало утверждение решений стран – членов ЕС по выделению денег той или иной отрасли, тому или иному предприятию. Согласие ЕК необходимо, чтобы убедиться, что решения стран не подорвут конкуренцию внутри блока и что поддержка обоснована.

Самолет Airbus a220-300 авиакомпании airBaltic в аэропорту Рига - Sputnik Латвия
"Драматическое сокращение": airBaltic отчиталась о числе пассажиров

Среди решений особенно выделяются механизмы поддержки транспортного сектора, особенно авиакомпаний. Из-за пандемии сократилось число пассажиров на всех видах транспорта, но в авиации падение во втором квартале этого года составило более 90%.

Быстро стало понятно, что авиакомпании не переживут пандемию, даже если сократят издержки и уволят сотрудников.

Самую масштабную поддержку получили европейские авиационные гиганты. Франция выделила Air France семь миллиардов евро – это не только государственный заём самой авиакомпании, но и гарантии для других кредитов.

Германия в общей сложности вложит в рекапитализацию Lufthansa шесть миллиардов евро, куда входит приобретение и акций, и других финансовых инструментов. Дополнительно ФРГ обеспечит государственные гарантии займов Lufthansa на три миллиарда евро.

Нидерланды обеспечат авиакомпании KLM 3,4 миллиарда евро, часть из которых будет составлять государственный заём, а другая часть – гарантии для других займов предприятия.

Airbaltic - Sputnik Латвия
Деньги спекулянтам, но не медикам: Латвия готова неограниченно финансировать airBaltic

Крупнейшая авиакомпания региона северных и балтийский стран – SAS – получит поддержку Швеции и Дании, которые в общей сложности вложат в ее рекапитализацию один миллиард евро.

Без поддержки не остались и малые европейские авиакомпании, в том числе airBaltic. Поддержку от своих государств получат и австрийская Austrian Airlines, и итальянская alItalia, и бельгийская Brussels Airlines, и португальская SATA airline. Форматы различны, но доминируют вложения в капитал авиакомпаний и гарантии для их займов.

Это не значит, что за бортом остались другие транспортные предприятия. К примеру, Германия утвердила схему поддержки в размере шести миллиардов евро для перевозчиков регионального и местного значения. Им будут выделяться гранты на покрытие убытков, поскольку перевозчикам пришлось обеспечивать рейсы, несмотря на значительное снижение пассажиропотока и повышение расходов на регулярную дезинфекцию транспорта. Также поддержку получат аэропорты и другие предприятия транспортной отрасли.

Латвия – самолетам, Эстония – паромам

В странах Балтии крупнейшую господдержку получили латвийская национальная авиакомпания airBaltic и эстонская паромная компания Tallink.

Решение о поддержке airBaltic Еврокомиссия приняла в начале июля, одобрив намерение правительства Латвии вложить в основной капитал компании 250 миллионов евро в качестве поддержки в период пандемии.

Министр финансов Янис Рейрс несет портфель с проектом бюджета на 2021 год - Sputnik Латвия
А как "поживают" 280 млн евро в airBaltic, не мало ли? Домбровский о "бюджете отчаяния"

По-прежнему ждет вердикта ЕК Международный аэропорт Рига - в апреле правительство решило увеличить его основной капитал на 49,91 миллиона евро на преодоление кризиса.

На увеличение VAS "Latvijas Gaisa satiksme" ("Латвийское воздушное сообщение") выделено шесть миллионов евро.

Также правительство в этом году решило вложить в основной капитал Латвийской железной дороги (Latvijas dzelzceļš, LDz) 32,4 миллиона евро – это было необходимо, чтобы LDz могла завершить начатые инвестиционные проекты. Предприятие также получило авансовый платеж для поддержания финансового равновесия в размере 13 миллионов.

Эстонское правительство в мае утвердило кредит Tallink в размере 100 миллионов на покрытие издержек до конца года. Заём выдало эстонское государственное агентство кредитов и гарантий для экспорта KredEx. Ранее Tallink запросил у правительства 150 миллионов евро. Как объяснило руководство компании, оно было вынуждено обратиться за помощью, поскольку в той ситуации банки не хотели давать кредит компании, парализованной пандемией.

Новый паром компании Tallink, Romantika - Sputnik Латвия
Вслед за паромами Tallink теряет свои гостиницы: в Риге закроют еще один отель

Эстонская авиакомпания Nordica получит помощь от государства в размере 30 миллионов евро – часть вложат в основной капитал, часть предоставят в виде кредита. Nordica осуществляет рейсы по заказу других авиакомпаний и под их брендом. С началом пандемии компания столкнулась с большими трудностями, потому что польская LOT отказалась от ее услуг, а SAS значительно сократила число используемых самолетов. Руководство Nordica признало, что без господдержки предприятие к концу года оказалось бы банкротом.

Пока без серьезных дополнительных вложений работает литовский транспортный сектор. Литовские железные дороги даже выплатили государству дивиденды из прошлогодней прибыли, хотя пассажиропоток на них тоже сократился. А вот литовский оператор аэропортов Lietuvos Oro Uostai от выплаты дивидендов в этом году освободили.

Как уже писал Sputnik Латвия, руководство airBaltic уже объявило, что весной будет вынуждено запросить дополнительную помощь, если ситуация с коронавирусом не улучшится.

Глава airBaltic: весной будем увольнять и просить денег, если COVID-19 не уйдет>>

Лента новостей
0