Аппетит приходит во время беды. Как Латвия стала зависимой от белорусской щепы

© Sputnik / Алексей Даничев / Перейти в фотобанкРабота ЗАО "Лесозавод 25"
Работа ЗАО Лесозавод 25 - Sputnik Латвия
Подписаться
Латвийские лесопромышленники не справились с конкуренцией со стороны белорусов - в ход пошли не очень честные методы борьбы, вплоть до накрученной статистики в обращении к премьеру Кариньшу и скандалов с "радиоактивным пеплом"

РИГА, 2 июл –Sputnik, Юлия Грант. Объявленный Латвией курс на "зеленую" энергетику, целью которого в основном было снижение потребления российского природного газа, обернулся новой зависимостью - теперь от белорусской щепы, которая по цене "кладет на лопатки" латвийские древесные отходы. Громкие разоблачения "радиоактивного характера" этого топлива на деле прикрывают главное: желание местных лесопромышленников административно ограничить конкуренцию со стороны белорусов и всех остальных игроков, готовых снабжать латвийские когенерационные станции и теплоцентрали своим товаром.

До отопительного сезона 2017-2018 года все с латвийской щепой было хорошо: ее исправно закупали плодящиеся "зеленые" станции. Предпринятое Советом по конкуренции исследование 2019 года показывает, что в стране имеется около 60 крупных лесопилок, на продукцию которых в связи с развитием "зеленой" энергетики существовал стабильный спрос, превышавший предложение, практически во всех регионах, кроме Видземе и Латгалии.

Древесная щепа - Sputnik Латвия
Наследие Чернобыля: какой источник радиации опаснее бутылочки из рижского мусора

Однако теплая и дождливая зима спутала все карты: лесозаготовители просто не могли проехать на деляны, в результате возник дефицит побочного продукта отрасли - щепы - а на деле представляющего собой все древесные отходы. Цены топлива начали расти: на 20, 45 и порой даже на 70%. И тогда нашлась белорусская выручалочка: в 2018 году импорт малоценного древесного топлива вырос в четыре раза.

Лесопромышленникам это не понравилось, и они попытались отыграть свои рынки. Тогда возник скандал с "радиоактивным пеплом" на "Ригас силтумс". Предполагая, что шум поднят неспроста, рижское предприятие теплоснабжения обзавелось воротами для дозиметрического контроля ввозимой щепы, заверив, что Чернобыля в своем хозяйстве не допустит.

Такой расклад не устроил лесопромышленников: они написали заявление в Совет по конкуренции, чтобы уличить своих покупателей во вредительстве. Изучив спрос и предложение, Совет в отчете, уже упоминавшемся выше, пришел к выводу: конкуренция в данном секторе существует, злого умысла в действиях участников нет.

Тем временем в 2019 году импорт щепы из Беларуси перевалил за 1,2 миллиона тонн, увеличившись еще на 50%, в сравнении с предыдущим годом. Муниципальные предприятия, экономя деньги граждан, увеличивали закупки ввозного топлива. На это лесопромышленники ответили челобитной на самый верх, премьеру Кришьянису Кариньшу.

"Цель закона "Об энергетике" - развивать использование местного возобновляемого топлива, а также способствовать энергетической независимости страны, - указали заявители. – И если рост числа станций на щепе отвечает этим целям, то ввоз щепы из Беларуси – отнюдь нет. Отсутствие поддержки местных производителей вредит экономике Латвии. И такой крупнейший покупатель щепы, как АО "Ригас силтумс", половина акций которого принадлежит государству, никоим образом не поддерживает местных производителей! В конкурсе 2018 года на поставку щепы "Ригас силтумс" победил коммерсант, торгующий только белорусским сырьем".

Такая беспринципность не по душе местным поставщикам. Тем более что за "Силтумсом" потянулись другие крупные производители теплоэнергии, закупая дешевую белорусскую щепу.

"Можно сделать вывод, что КОЗ, за счет которой оплачивается "зеленая" энергия, в случае производства на основе импортной щепы уходит мимо цели", - витийствуют лесопромышленники. Разумеется, они ссылаются на чернобыльский след в Беларуси, а заодно пеняют на концентрацию производства гранул, которое того и гляди монополизирует эстонская группа Graanul Invest.

"Мы платим налоги! У нас работают 327 человек!" - а из этого следуют меры, которые должно "целенаправленно и независимо от чрезвычайной ситуации в стране" принять правительство.

Лесопромышленники ни много ни мало требуют изменений в законе, согласно которым КОЗ должны получать только энергопроизводства на местной щепе. "Ригас силтумс" следует заставить закупать местное топливо и обязать поддерживать местных производителей.

Мало того, они протягивают руки к суверенной Беларуси, предлагая изучить ситуацию в ее лесном хозяйстве и "при необходимости" на уровне Евросоюза "способствовать его долговечности", ограничив импорт щепы из этой страны. А для начала запретить импорт из Беларуси хотя бы на время, пока не кончится эпидемия COVID-19.

Эта позитивная программа не стыкуется ни с принципами свободной конкуренции, ни с интересами конечных потребителей тепла, за счет которых предлагается поддерживать местных лесопромышленников, которые уже показали в сезон 2017-2018 года, как свято они чтят рынок, взвинтив цены на свой товар. Теперь они хотят это делать по закону.

Попутно используются методы совсем уж пиратские. Например, цифры в письме лесопромышленников Кариньшу отличаются от данных официальной статистики: в 2018 году импортировано из всех стран 757 тысяч кубометров щепы, а не 800 тысяч тонн только из Беларуси. Масса кубометра полусырых древесных отходов составляет не более 900 килограммов, значит, в тоннаже в Латвию было ввезено максимум 680 тысяч тонн. При этом экспорт такого сырья составил 1,8 миллиона кубометров, а потребление – почти 11 миллионов кубометров. Беларусь, таким образом, дает в энергобаланс древесного топлива менее 10%.

Но сам факт появления импортной "зеленой компоненты", конечно, обидный. Почему-то свободно-рыночная Латвия не может конкурировать с немножко командно-административной Беларусью без подлогов и попыток использовать собственных агентов влияния для того, чтобы устранить нежелательных соперников. Даже в отрасли, которая уже 20 лет считается однозначно "удавшейся" и конкурентоспособной – переработке леса.

Лента новостей
0