Раньше банки грабил криминал, теперь - сама Латвия: бизнесмены сравнили 90-е и сейчас

© Банк ЛатвииНаличные деньги
Наличные деньги - Sputnik Латвия
Подписаться
Бизнесмены, которые делали свои первые шаги на этом поприще еще 30 лет назад, сравнили, когда было лучше

РИГА, 9 янв — Sputnik. Латвийские предприниматели сравнили условия ведения бизнеса в 90-х и сейчас, а также рассказали о главных проблемах, с которыми они сталкиваются сегодня в интервью журналу "Открытый город".

Безопасность

Большинство бизнесменов считают, что вести дела сейчас безопаснее, чем это было в 90-х, но риски все равно есть, и если раньше это был рэкет, то теперь это, скорее, угрозы, исходящие от чиновников. Кроме того, ситуация зависит от отрасли, в которой работают бизнесмены.

Евро - Sputnik Латвия
Экономист: Латвия подрубила сук, на котором сидела, но Кариньш доволен

"Несомненно, сейчас намного спокойнее и безопаснее", — считает Ингрида Латимира-Удре, присяжный ревизор SIA Latimira un partneri.

Председатель правления SIA "Alis Со" Александр Аитевский также считает, что в целом сейчас стало значительно безопаснее по сравнению с 90-ми.

Бывший директор Bauskas alus Владимир Барсков также согласен: по сравнению с 90-ми, стало намного спокойнее и безопаснее.

Другой точки зрения придерживается член правления компании Aviation Cargo Transit Services Евгений Лившиц.

"Нефтебизнес и в 90-е был опасен, и сейчас я не могу утверждать, что опасностей там нет. То же самое с банковским бизнесом, он тоже достаточно рискованный, только сами риски разные. В 90-е годы банки грабили, а сейчас закрывают... и тоже грабят. Тогда это делал криминал, подъезжали и забирали деньги сотнями тысяч, теперь это делает государство, примеры у всех на глазах", — заявил он.

В свою очередь, председатель правления SIA "TILTS" Сергей Гриднев считает, что, например, в отрасли строительства сейчас намного рискованнее, чем в 90-х.

"Сейчас работать в строительном бизнесе намного рискованнее. Класс собственников, частников практически вывели. Многие бизнесмены уехали, а оставшиеся даже не хотят в это влезать", — сказал он.

Риски и проблемы

Главными проблемами сегодняшнего дня для бизнеса Лившиц называет нестабильное налоговое законодательство и отсутствие благоприятного инвестиционного климата. "В Литве и в Эстонии и налоги ниже, и ресурсы дешевле. Поэтому многие латвийские бизнесмены, которые сейчас начинают новое дело, регистрируют его или в Эстонии, или в Литве", — заявил он.

Ремонтные работы на Брасовском мосту в Риге - Sputnik Латвия
Строители мостов рассказали министру Линкайтсу, куда они "подевались"

Согласна по поводу нестабильности налоговой системы и Ингрида Латимира-Удре.

"Последние изменения вообще делают ведение бизнеса невозможным. Ты же все планируешь наперед: доходы, расходы, контакты. А ту неожиданно все меняется", — сказала она.

Также проблем добавляют санкции, черные списки по финансированию терроризма, отмыванию денег.

"Причем идут постоянные проверки, не связан ли ты каким-то боком с подозреваемыми фирмами. Ты никогда не знаешь, не закроет ли банк твой счет из-за того, что им что-то показалось подозрительным. И опять же, хочу подчеркнуть, — это определяем не мы, эти красные линии проводят Соединенные Штаты и ЕС", — сказала она.

Сергей Гриднев отмечает, что раньше начать свой бизнес было очень легко в отличие от сегодняшнего дня.

"Сейчас вас замучает санэпидемнадзор, получите разрешение такое, разрешение сякое. С 2004 года, когда мы вступили в ЕС, все стало намного сложнее. Огурцы кривые продавать нельзя, проверки такие-сякие. Нормативных актов стало больше, документация выросла. Инженер, технадзор могут не принять твою работу, и никто за это не отвечает", — сказал он.

Ремонтные работы на Брасовском мосту в Риге - Sputnik Латвия
Министр сообщения: из Латвии куда-то пропали строители мостов

Что касается строительства, тут основной риск, если работаешь с бюджетными проектами, — это неуплата.

"Взялись мы за реконструкцию Островного моста — так Рижская дума нам заплатила только за август. А мы уже почти закончили работу. Сейчас даже звонить некому, не с кем говорить. Мы бумаги туда послали, сюда послали — тишина. А мы-то свои деньги вложили! А если у нас будут долги по налогам, то всё — участвовать в госзаказах мы не имеем права", — рассказал он.

Привел Гриднев и другой пример — со строительством мостов.

"Вот государство проводит конкурс на мосты, а мы же мостостроители. Нужен Вентспилсу мост через речку. Мы говорим: есть тип моста подороже, есть подешевле. Они захотели вантовую систему, она дорогая, но заказчик ее выбрал. Мы уплатили залог за участие в конкурсе, прошло два месяца, нам пишут: извините, денег нет. То, что для нас это расходы — мы оплачивали архитекторов, администраторов и так далее, — никого не касается. И это не единичный случай, это система! Закупку могут прекратить, ничего не объясняя. А ты тратишь колоссальные деньги! И у всех свои правила — у LVC свои, у LDz свои, у Царникавы, у Елгавы, у всех свои. Нет единой системы", — пожаловался бизнесмен.

Еще один пример — о благоустройстве внутриквартальных улиц.

"Выиграли мы в декабре конкурс на укладку брусчатки. Прошло 11 месяцев, в октябре нам говорят: всё, сезон закончен. А для того, чтобы участвовать, надо доказать, что у тебя есть миллион свободных средств, и банк эту сумму замораживает. Теперь, когда еще разморозит", — сказал Гриднев.

Мужчина в пустом офисе - Sputnik Латвия
В Латвии нет ни уборщиц, ни инженеров: бизнес ищет работников на Украине и в Китае

Александр Аитевский считает основной из проблем — нехватку квалифицированных кадров в Латвии.

"К этому привел целый комплекс других нерешенных проблем. Еще, если говорить о развитии бизнеса, то маленькая страна и та же нехватка людей его сильно ограничивают. Развернуться здесь негде", —сказал он.

В свою очередь, Владимир Барсков считает, что одна из ключевых проблем — отсутствие рынка сбыта в Латвии.

"Маленькая у нас страна, высокая себестоимость и более высокое налоговое бремя по сравнению с ближайшими соседями, Литвой и Эстонией. В той же Польше огромные масштабы производства, а чем больше партия, тем меньше себестоимость каждой единицы товара. В то же время я не скажу, что здесь все безнадежно. Работать можно и нужно", — сказал он.

Лента новостей
0