РИГА, 13 сен — Sputnik, Дмитрий Олейников. Комиссия Сейма по бюджету и финансам поручила Министерству финансов Латвии до окончания текущего парламентского года (до середины 2020 года) подготовить информационное сообщение о возможности присоединения Комиссии по рынку финансов и капитала к Банку Латвии.
"По шведским рецептам"
Иногда история возвращается в самых неожиданных формах. В 1999 году 16 июля премьер-министром Латвии в последний раз стал Андрис Шкеле. Экономика страны только-только отходила от последствий дефолта в России. Именно в тот период со стороны чиновников зазвучали первые призывы к бизнесменам переориентировать бизнес на страны Западной Европы. Упавший курс рубля (и массовые неплатежи) сделал импорт на рынок России невыгодным для многих предприятий (в основном, пищевой промышленности).
Что касается банков, то за кризис 1998 года банковская система страны заплатила банкротством Rīgas Komercbanka – одного из лидеров банковской системы. В 1999 году в Латвии и России возник интернациональный скандал в связи с подозрениями о том, что многие латвийские банки оказывают свои услуги в помещениях посольств и представительств Латвийской Республики в России. Впрочем, тогда в Латвии за это никто никого не ругал. Борьба с выводом капиталов была "головной болью" исключительно российских правоохранительных органов.
Но выводы были очевидны – необходимы кардинальные изменения в структуре надзора за коммерческими банками. Президент Банка Латвии на пост руководителя департамента по контролю за кредитными учреждениями в то время поставил Армандса Штейнбергса, который ранее возглавлял Службу безопасности Банка Латвии. По банкам ходили разные слухи о возможных случаях коррупции. Но официально говорилось о неспособности надзорных органов адекватно действовать при чрезвычайных ситуациях на финансовых рынках.
В декларации правительства Андриса Шкеле было записано: "Создадим единую, профессиональную институцию по надзору за финансовыми рынками".
Министром финансов в этом правительстве был сопартиец премьера Эдмундс Крастиньш. Он, как говорят, впоследствии рассматривался в качестве одного из кандидатов на пост Илмарса Римшевичса в Банке Латвии.
Ходили даже слухи, что выделение из Банка Латвии функции надзора за кредитными учреждениями стало результатом "мирного урегулирования" весьма резких разногласий между премьером Шкеле и главой Банка Латвии Илмаром Римшевичем.
Правительство Шкеле продержалось до 5 мая 2000 года, а закон "О Комиссии рынка финансов и капитала" был принят 1 июня того же года. Сама комиссия начала работу с 1 июля 2001 года. Ее первым руководителем (до 2008 года) стал Улдис Церпс, ранее возглавлявший Рижскую фондовую биржу и Латвийский центральный депозитарий. Образование получил в Швеции и был хорошо знаком с финансовой системой этой страны.
Независимы. Но не без политики
Комиссия рынка финансов и капитала (КРФК, FKTK) начала работу с 1 июля 2001 года. Под одной крышей были собраны сразу несколько учреждений. В Комиссию перешла функция контроля за кредитными учреждениями от Банка Латвии, а также – Инспекции по контролю за страхованием, Комиссии рынка ценных бумаг и Гарантийного фонда вкладов.
На тот момент это было действительно прогрессивное решение. Независимая организация, объединившая в себе все сферы финансового рынка. Прозрачная законодательная база (к созданию которой приложила руку Ассоциация коммерческих банков). И главное – Комиссия рынка финансов и капитала весьма профессионально показала себя в последующие годы роста латвийской экономики (а что бы и нет, учитывая, что финансовая система страны стремительно развивалась). "Золотой век" Комиссии, очевидно, закончился с уходом Улдиса Церпса в шведскую систему финансового надзора в 2008 году. Есть все основания считать, что он предполагал наступление скорого "ипотечного перегрева", поэтому и добровольно отказался от должности.
В 2008 году председателем совета Комиссии рынка финансов и капитала становится Ирена Крумане. Думается, назначение этого бывшего госсекретаря Министерства финансов произошло не без политических интриг. К тому же в кризис 2009 года, когда государство переняло одного из лидеров отрасли - Parex banka – руководство Комиссии по рынку финансов и капитала позволило себе заявления и действия, которые граничили с допустимым уровнем политической ангажированности, а то и преступали его.
В декабре 2011 года Ирена Крумане "по собственному желанию" оставляет пост главы комиссии. На ее место в начале 2012 года заступает Кристапс Закулис, а в декабре того же года его заместителем становится Петерис Путниньш. В январе 2016 года Закулис, "по собственному желанию" (и под явным политическим давлением) оставляет работу в комиссии, а Петерис Путниньш получает повышение в должности. Путниньш руководил FKTK самого 2019 года, когда, как известно, переизбранный парламент принял специальный закон, чтобы, используя "золотые парашюты", досрочно переизбрать председателя комиссии и его заместителя.
Откуда ветер дует?
Интересно, что на прошедшем заседании Бюджетно-финансовой комиссии Сейма никто из участников не мог толком сказать, откуда материализовался проект решения о том, чтобы министерство финансов разработало проект присоединения FKTK к Банку Латвии. "Международные финансовые организации?" - "Нет", - отвечает председатель комиссии Мартиньш Бондарс, - Moneyval не связана с решением о слиянии… Дискуссии о возможном слиянии FKTK и Банка Латвии шли уже некоторое время", - отмечает Борданс.
Очевидно, это последовательные шаги по переподчинению и переформатированию системы надзора за банками. Сначала с Илмарсом Римшевичсом (чьи позиции основательно ослабли после начатого уголовного процесса) была достигнута договоренность, что он доработает на должности главы Банка Латвии до конца года и более не будет претендовать на этот пост. Это озвучил сам глава Банка Латвии. Затем был принят закон, согласно которому переизбрали руководство FKTK – "люди Римшевичса" ушли со своих постов. Ну а на последнем заседании комиссии Сейма решили сократить срок полномочий главы Банка Латвии до 5 лет (чтобы не был таким "неприкасаемым"?) и наметить путь по слиянию обеих структур в одну.
Это справедливо – ведь, финансовая отрасль государства переживает не лучшие времена. С отказом от государственной валюты – лата, Центробанк тоже работает, мягко говоря, не "на пределе возможного". Так что, "концентрация ресурсов", направленная на "улучшение качества надзора" – эти тезисы кажутся вполне логичными. Было также обозначено, что будущий руководитель FKTK (его сейчас выбирают в ходе конкурса) впоследствии станет членом совета Банка Латвии.
Что говорят действующие лица
Озвученные политиками и представителями государственных организаций мнения ясно показывают позиции, которые занимает в этом вопросе каждая из сторон.
Председатель FKTK Кристине Черная-Межмале: "В целом, в предлагаемой модели нет ничего нового. Подобные мнения высказывались время от времени, но хочу отметить, что необходимо надежно обеспечить независимость надзорной инстанции, даже если она будет находиться в составе Банка Латвии".
Член совета Банка Латвии Мартиньш Казакс: "Решение о выборе модели должны принимать политики на основании анализа рисков и преимуществ. Если будет принято решение объединить эти функции, то, конечно, Банк Латвии выполнит это распоряжение".
Директор департамента коммуникаций Министерства финансов Алексис Яроцкис: "Мы оцениваем эту идею позитивно… Но при объединении двух структур нужно четко и ясно разделить обе функции – надзора и монетарной политики – так, чтобы они ни в коем случае не пересекались".
Депутат Сейма от "Новой консервативной партии" Юта Стрике: "При объединении FKTK с Банком Латвии и бюрократия уменьшится, и сотрудничество этих институций станет более тесным. Мы и в прошлом, и в этом году видели, что они пытались друг на друга показывать пальцем, когда выясняли, кто виноват в проблемах, связанных с отмыванием денег… Если включить их в состав одного учреждения, то оно будет ответственным и за финансовым рынком, и по тем вопросам, за которые сейчас отвечает Банк Латвии".
Дана Рейзниеце-Озола, бывший министр финансов (от партии СЗК): "Идея (о присоединении FKTK к БЛ) стоит того, чтобы ее обсудить. Но однажды уже была такая ситуация, и именно Банк Латвии предложил выделить функцию надзора в отдельную институцию… Надо внимательно изучить различные аспекты, риски единого надзора. Например, если кто-то из участников рынка в суде оспорить действия надзорной инстанции, то это может затронуть весь Центробанк".
Депутат Сейма от партии "Согласие" Вячеслав Домбровский: "Это две очень разные сферы. Банк Латвии занимается платежными системами и монетарной политики. FKTK обеспечивает надзор за кредитными учреждениями. Поскольку люди не смогут работать в обоих направлениях одновременно, ожидаемой выгоды и экономии ресурсов не будет. Людей меньше работать не станет. Как сейчас в Банке Латвии около 500 человек, в FKTK – около 200, так и останется".