00:03 18 Ноября 2019
Прямой эфир
  • USD1.1034
  • RUB70.3938
Грузовые поезда на станции

Латвия десятки лет сидит на игле российских грузов и вынуждена демпинговать

© Sputnik / Виталий Аньков
Новости экономики Латвии
Получить короткую ссылку
351

Латвии нужна стратегия развития транзитной отрасли, пока что из достижений - только низкий тариф на железной дороге, заявила Инга Антане

РИГА, 7 авг — Sputnik. Латвийская транзитная отрасль десятилетиями держалась на российских и белорусских грузах угля, нефти и удобрений. В ситуации, когда Россия делает ставку на развитие собственных портов, правительству Латвии необходимо разработать всеобъемлющую стратегию развития транзита, но пока что этот план слишком фрагментированный, заявила преподаватель Рижского технического университета, присяжный адвокат по вопросам транзита Инга Антане в интервью Rubaltic.

Стратегии в транзите нет

Правительство должно в текущей ситуации четко определить, как будет выглядеть транзитная отрасль через несколько лет, какие будут основные партнеры, что делать, если грузооборот железной дороги и портов продолжит снижаться, считает Антане. Она отметила, что порты Латвии сегодня ориентированы на традиционные грузы: уголь, минеральные удобрения, нефтепродукты, но с уходом российских грузов нужно переориентировать и инфраструктуру. А это не так легко и займет определенное время.

"Если мы посмотрим на правительственную декларацию, то увидим там отдельные пункты, такие как, например, проект портовых реформ, подразумевающий их превращение в государственные общества капитала, или пересмотр бизнес-модели железных дорог. (…) По-моему, в данный момент важно начать работу по разработке общего плана развития транзита в сотрудничестве с портами, железной дорогой, аэропортом, железнодорожными перевозчиками, стивидорами и другими участниками рынка", — сказала Антане.

Она отметила, что все заинтересованные в Латвии понимают проблему сокращения транзита, но принятие компетентных решений задерживается. По ее мнению, это связано в том числе и с тем, что политики мало говорят с представителями отрасли и не в полной мере понимают их нужды.

"Должна быть "сцепка" между нуждами отрасли, спросом и предложением рынка и планированием государственной политики. Если это планирование будет появляться на пустом месте только потому, что одному или другому чиновнику так кажется, это не принесет ожидаемых результатов", — пояснила Антане.

Привлечение инвестиций

Четкое представление о том, в каком направлении развивать транзитную отрасль Латвии, и понимание, как она должна выглядеть в перспективе, позволили бы с большим успехом привлекать и иностранных инвесторов, считает Антане.

"Если мы говорим о пяти годах, то что мы можем предложить инвестору в этот промежуток времени, чем мы можем его заинтересовать? Того, что у Латвии есть хорошая портовая инфраструктура, мало. Самое главное — это предложение, что с этой инфраструктурой делать и что инвестор с этого может получить", — отметила эксперт.

В этой связи Латвии необходимо осторожно действовать в налоговой сфере и не менять принципы налогообложения слишком часто — это отпугивает потенциальных инвесторов, потому что им сложно прогнозировать свои расходы и доходы.

"Налоги должны быть преимуществом Латвии в привлечении инвесторов. Очень часто приходится слышать, что инвесторов страшат частые налоговые реформы. (…) У нас очень хорошие специалисты и на железной дороге, и в портах, умеющие говорить с инвесторами, но непредсказуемые действия государства сводят многие переговоры на нет. В регионе Балтийского моря находятся 12 портов, и естественно, что они конкурируют между собой за грузы. Поэтому Латвии следует работать над тем, чтобы ее порты были конкурентоспособны по сравнению с остальными", — сказала Антане.

При этом в качестве положительного момента для латвийского транзита Антане отметила низкий тариф на грузоперевозки по железной дороге, хотя еще в 2014 году он был самым высоким в регионе.

"Сейчас в Литве он (тариф – ред.) составляет 52 евро за километр по нефтепродуктам или 27 евро по углю, то в Латвии тариф — 11,08 евро за километр за любые грузы. В связи с этим я думаю, что у нас есть все возможности его хорошо продать", — сказала Антане.

Два раза в одну реку не войти

Говоря о перспективах восстановления объема грузооборота Латвийской железной дороги и портов до уровня 2012 года, Антане заявила, что "два раза в одну реку не войти". Однако при хорошем планировании и понимании, вполне возможно повысить объемы как по железной дороге, так и в портах.

"Ведь руководство Латвийской железной дороги довольно удачно включилось в Международный союз железных дорог. (…) Кроме этого, следует думать не только о первичных функциях портов, связанных с перевалкой и хранением грузов, но и о вторичных функциях, например о производстве различных элементов, нужных для работы порта, или обеспечении перевозок", — сказала Антане.

По ее мнению, возможностей для развития множество, однако у государства должно быть видение и понимание, чего оно хочет от отрасли.

По теме

Литва может потерять деньги за транзит: удобрения поедут в Калининград по морю
Прибалтика останется без российского угля после расширения БАМа и Транссиба
Ринкевичс: Беларусь обещает латвийскому транзиту бензин с "Нафтана"
Удобрения и металлосырье: "Ультрамар" нацелился на грузы из Литвы и Латвии
Теги:
порт, Латвийская железная дорога (LDz), грузоперевозки, транзит, Инга Антане, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik