Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Бизнес: грузы уже стояли бы в Латвии, если бы не русофобия

© Sputnik / Евгений Карасев / Перейти в фотобанкРабота склада временного хранения
Работа склада временного хранения - Sputnik Латвия
Подписаться
В латвийском секторе транзита уверены, что часть импорта, идущего в Россию, рано или поздно "переберется" на обработку в Усть-Лугу и Бронку, поэтому уже сейчас нужно думать, чем заместить эти объемы

РИГА, 8 ноя — Sputnik. Рижский контейнерный терминал в этом году нарастил объемы перевалки, ощутимую долю в структуре перевалки составляют транзитные грузы, направляющиеся через Латвию в РФ. А вот привлечь китайские контейнерные поезда, идущие в Европу, на регулярной основе пока не удалось, в том числе и из-за ухудшения отношений с Россией, пишет Dienas Bizness.

Riga Container Terminal (RIGACT) за девять месяцев увеличил объемы перевалки до 34,7 тысячи TEU, что на 45% больше, чем годом ранее, рассказал председатель правления предприятия Валдис Андерсонс. По его словам, конкуренция в этом сегменте грузов между тремя крупнейшими рижскими терминалами очень острая, и прирост обеспечен за счет скорости и точности работы терминала.

В основном обслуживаются транзитные грузы, которые отправляются со всего мира в российском направлении, а также в обратном направлении.

Импорт в РФ

На Россию через RIGACT идет различная продукция, в основном товары широкого потребления. Контейнеры из Латвии в Россию везут в основном автотранспортом, а не по железной дороге. Это связано с тем, что сравнительно большому числу клиентов отправляется малое количество контейнеров, поэтому их удобнее развезти грузовиками. Перевозка контейнеров автотранспортом удобнее и потому, что в центре Москвы ликвидирована большая часть железнодорожных контейнерных терминалов. Новые терминалы строятся в Подмосковье, но временами есть проблемы с пропускной способностью. По мнению Андерсонса, по этим причинам и не развился проект контейнерного поезда Рига – Москва.

Контейнерный поезд - Sputnik Латвия
Латвии дали заработать: китайский поезд со сталью "вильнул" Беларуси хвостом

По мнению Андерсонса, транзит контейнеров в российском направлении через Латвию будет сохраняться еще какое-то время, поскольку перевалка импортных грузов в российских портах и их доставка в регионы – дольше по времени. Он указал, что от Риги до Москвы по железной дороге можно доехать за полтора дня, а из Усть-Луги и Бронки на это требуется больше времени из-за несогласованности инфраструктуры. Но решение этой проблемы – лишь вопрос времени, и грузы из терминалов стран Балтии смогут перейти в российские порты, уверен Андерсонс.

Транзит из Китая

До этого разворота RIGAACT надеется развить китайский транзит, потому что "может предложить растаможку и дистрибуцию грузов в Евросоюзе". По словам Андерсонса, китайцы рассчитывают, что в будущем году объемы контейнерных поездов удвоятся. Если эти планы осуществятся хотя бы только наполовину, поставщикам грузов придется искать пути в обход Польши и Беларуси, через которую сегодня идет значительный объем транзита.

Первую попытку наладить обслуживание китайских контейнеров, идущих по железной дороге, RIGACT в сотрудничестве с Schenker сделал еще 10 лет назад. Вторая попытка была два года назад – во время визита премьера Китая в Ригу, когда обслужили контейнерный поезд из Иу.

Перевалка угля в Рижском порту - Sputnik Латвия
Межевич: латвийский транзит подбирает то, что невыгодно России

"Тогда была известная эйфория, что "теперь все пойдет", потому что терминал показал, на что способен. Тогда мы активно работали с клиентами, платформами поставщиков, железнодорожными перевозчиками в Латвии и за ее пределами, в том числе в Китае. Мы заметили, что отраслевые игроки в Китае рассматривают Европу как один пункт, так что им неважно, какой из портов использовать. А узнаваемость Латвии и Риги там совсем небольшая", – рассказал Андерсонс.

Однако китайские железнодорожные перевозки во многом развиваются за счет государственных субсидий, которые в основном предназначены для сухопутных, а не для морских перевозок. Поэтому терминалы Рижского порта могут вступить в игру только тогда, когда в белорусском Бресте больше не смогут обслуживать направляемые объемы контейнеров, считает латвийский предприниматель. По его мнению, "этот момент наступил уже какое-то время назад", и нужно искать альтернативные пути. Единственное реальное решение "расшить это узкое место" - ехать через один из балтийских портов и дальше по морю в Роттердам и Гамбург.

На прошлой неделе RIGACT в сотрудничестве с LDz Loģistika вновь провели обслуживание контейнерного поезда из Китая – это результат работы нескольких лет, указал Андерсонс. По его мнению, самое позитивное – это то, что груз – 27 сорокафутовых контейнеров – предназначен для местных предпринимателей, для которых доставлено промышленное оборудование из Шеньчженя.

В понедельник, 12 ноября, в терминале ждут корабль, который привезет 264 сорокафутовых контейнеров, и дальше их отправят в Китай по железной дороге.

"Сейчас возникает двустороннее движение, и появилась надежда, что поток грузов может стать более регулярным", - подчеркнул Андерсонс.

Конкуренты тоже не сидят сложа руки. К примеру, недавнюю выставку и конференцию в Шеньчжене спонсировал Гданьский порт.

Что касается возможности привлечь грузы, победив конкурентов за счет скорости перевозок, глава RIGACT отметил, что контейнерные поезда идут по строгому графику, и вопрос только в том, не занято ли это окно каким-то другим перевозчиком. Терминал никак не может повлиять на железнодорожные перевозки в России, потому что политика играет большую роль. По мнению Андерсонса, если бы у Латвии с соседним государством были другие политические отношения, грузы уже давно были бы в местных портах. Сейчас грузы в Латвию везут только тогда, когда нет другого варианта, а параллельно идет работа по расширению инфраструктуры российских морских портов.

Говоря об индустриальном парке "Великий камень", который строится в Беларуси с участием китайских инвесторов, Андерсонс указал, что терминалы стран Балтии смогут получать оттуда контейнеры по железной дороге только через два-три года. Сейчас там работает всего несколько производителей.

Поиск партнеров

Андерсонс рассказал, что RIGACT ищет партнеров, в сотрудничестве с которыми терминал мог бы увеличить грузооборот. Так, компания вела переговоры с инвестором "Великого камня" China Merchants Group, который заинтересован в том, чтобы увеличить объемы контейнерных поездов. Были переговоры с DHL, однако нерешенным остался вопрос с перевозками через Россию.

Спилве - Sputnik Латвия
Латвия придумала, как обойти российские порты, но не нашла денег

На вопрос о предложении единого логистического коридора, чтобы каждому участнику цепочки не нужно было договариваться с поставщиками и получателями грузов по отдельности, Андерсонс заявил, что он уже существует. Более года назад было достигнуто соглашение с LDz Loģistika по поводу выплат за перевалку контейнеров в RIGACT и их отправку в европейские порты.

Контейнерный терминал заинтересован и в сотрудничестве с российскими компаниями. Андерсонс отметил, что по мере роста железнодорожных перевозок в России появляются новые игроки на рынке. Они сравнительно небольшие и приходят на рынок со своим подвижным составом, и RIGACT был бы заинтересован с ними сотрудничать, отметил Андерсонс.

"Смотрим во все стороны", - сказал глава RIGACT, отвечая на вопрос о том, думал ли терминал привлечь как инвестора какого-нибудь поставщика грузов. По его мнению, RIGACT как частное предприятие, которое находится на частной территории, может быть заинтересовано в стратегическом инвесторе.

Лента новостей
0