03:38 23 Сентября 2020
Прямой эфир
  • USD1.1740
  • RUB89.1500
Новости экономики Латвии
Получить короткую ссылку
Российский транзит через Латвию (163)
1857

Руководство наших портов и железной дороги поставлено перед непростой задачей: как удержать Россию, или найти ей замену. Все проекты по замене главного заказчика уже на протяжении нескольких лет звучат туманно и сильно напоминают сказку.

РИГА, 14 сен — Sputnik, Владимир Дорофеев. Атмосферу 155-летнего юбилея Латвийской железной дороги портит острый вопрос, связанный, собственно, с существованием этой почтенной организации. Вопрос далеко не новый – кем заменить Россию как основного клиента? Пока руководители LDZ бодро рапортуют, что ситуация под контролем, эксперты придерживаются другой точки зрения: ситуация ускользает из рук.

Почему Россию надо на что-то менять? Откуда вообще взялся этот дурацкий вопрос? Ответ, к сожалению, очень грустный, и неотвратим, как старость. Если бы причина была в политике, можно было бы с чем-то бороться, но, к величайшему сожалению, причина в экономике, а политика — только фон, способный ускорить или замедлить печальные события.

Главная причина проста: Россия развивает свои порты и грузы, которые раньше пускала через порты Балтии, собирается пускать через свои собственные. Свои порты Россия еще только возводит — так же, как и налаживает логистику. Одновременно с этим темпы экспорта увеличиваются, и поэтому у наших портов — с исторически сложившейся логистикой — пока периодически показатели перевалки грузов даже растут.

"На самом деле, ситуация не такая уж и прозрачная, – рассказал Sputnik профессор TSI Игорь Владимирович Кабашкин, один из сильнейших латвийских специалистов по вопросам транспорта и связи. – Открытые данные много говорят о переваленных тоннах, и мало о том, что это за товары".

Эксперт оговорился, что имеющаяся сейчас статистика из источников разных стран противоречива и не вполне достоверна.

Кабашкин поясняет, что переваленный контейнер, конечно, стоит дороже, чем тонна угля, однако у него нет конечного понимания, сколько зарабатывают сейчас латвийские порты и сколько они могут потерять в перераспределении грузов.

Зима — лучший союзник Латвии

Вектор развития понятен: Россия будет развивать свою инфраструктуру, но от политики зависит не только с какой скоростью это произойдет, но и что за этим последует. Принципиально у наших портов, а значит, и у железной дороги как у подъездных путей, есть жирный и незаменимый плюс — латвийские порты не замерзают.

"В холодные зимы, действительно, наши порты имеют сильное преимущество перед российскими, – считает Кабашкин. – Во-первых, это открытая акватория, что имеет принципиальное значение, и во-вторых — от холода зависят свойства нефти".

Когда становится слишком холодно, объясняет эксперт, то нефть становится чересчур густой и в портах ее сложнее переливать в танкеры.

"Именно поэтому зимой Белоруссия, имеющая свои нефтеналивные порты, использует наш Вентспилс. К сожалению, глобальное потепление играет на руку российским портам, а не латвийским. Если зимой акватория российских портов не закрывается и нефтепродукты не загустевают на морозе, то привлекательность наших портов теряется", — говорит Кабашкин.

И все же недооценивать порты Латвии не стоит. На протяжении восьми веков самые большие порты, переваливающие российские грузы, были на латвийской земле. Рига была самым крупным портом Ливонии, одним из самых крупных портов польской империи, самым крупным портом Шведской и Российской империи.

"Да и в СССР Рига была самым большим портом. За ней следовала Одесса. А сегодняшние отношения России с Украиной еще сложнее российско-латвийских. Однако все мы видели, как например изменило турецкую ситуацию одно письмо от президента с извинениями", — напомнил эксперт.

Заграница нам поможет

"В том то и проблема, что наши порты считают себя незаменимыми, – говорит Кабашкин. – Меж тем, в новых российских портах инфраструктура и оборудование новее, а значит — лучше. Мы пока обходим Россию в сервисе, но здесь тоже многое можно и нужно улучшать. Например, в Литве этим давно озаботились, и их сервис лучше нашего".

Тем не менее перераспределение российских грузов из наших портов в российские — вопрос решенный. Секрета в этом никакого нет, еще несколько лет назад назад российский Минтранс опубликовал Структуру развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года.

В документе черным по белому написано: вместо 17,1 млн тонн, переваливаемых в 2011 году в сопредельных странах (читай — странах Балтии и Украины), Россия планирует оставить нам всего 4,1 млн тонн на всех. То есть сократить объемы более чем вчетверо.

Руководство наших портов и железной дороги поставлено перед непростой задачей: как удержать Россию, или найти ей замену. Все проекты по замене главного заказчика уже на протяжении нескольких лет звучат туманно и сильно напоминают сказку.

Говоря о железной дороге и портах, нужно понимать, что эти дороги и эти порты строила царская Россия (или СССР), для нужд России (или СССР) и никакой альтернативы на том конце латвийских рельсов нет. Там лежат российские рельсы, через которые теоретически можно пропустить грузы других сопредельных России стран, но только при том условии, что Россия даст добро на такой транзит.

В частности, в Латвии очень много говорят о Китае. Дескать, Китай со своей сильной экономикой, способен заменить Российские грузы своими.

Но посмотрите на карту: где Китай, а где Россия.

Если для России наши порта долгое время были самым выгодным, иногда единственно возможным вариантом, то для Китая наши порты слишком далеко и вообще недостижимы без российской железной дороги. То есть у Латвии необходимость в хороших отношениях с российским соседом сохраняется.

Вообще вся система латвийского транзита жизнеспособна только при условии хороших отношений с Россией.

Глава LDZ Эдвин Берзиньш в одном из недавних интервью упоминал, что латвийские железные дороги на 80% заняты российскими грузами, идущими через наши порты. Вот просто представьте себе, легко ли заменить такого клиента?

А в том, что Россия будет снижать нагрузку на наши порты сомнений нет. Зачем платить латвийским компаниям за перевалку грузов, если тоже самое можно сделать своим железнодорожникам и портам? Но при этом, нагрузка на российские железные дороги никуда не денется, ведь объемы экспорта Россия намерена не сокращать, а увеличивать. И следовательно железнодорожное сообщение в самой России останется напряженным.

Будет ли возможным пропустить по российским рельсам десятки тысяч тонн из Китая в Латвию? Это большой и неоднозначный вопрос. И даже если карты сойдутся, то инструмент российского политического давления не уменьшится, а наоборот увеличится.

Одно дело, сократить поставку в латвийские порты и тем самым уменьшить свой экспорт, и совсем другое — уменьшить экспорт других стран.

Возможен ли Китай-город в Латвии

Не все так однозначно и с латвийско-китайскими отношениями, считает профессор Кабашкин.

"Латвии от Китая нужны просто товары, которые они хотят переваливать в портах вместо российских. А Китай прежде всего заинтересован в инвестициях в латвийскую экономику", — отметил эксперт.

"Говоря грубо, у Китая много денег, на которые он готов построить на территории Латвии свои заводы, завезти сюда своих специалистов, и делать китайские товары на европейской территории. Примеры такого сотрудничества Китая и восточной Европы уже есть. Например, в Белорусии в Минске китайцы строят целый Китай-город, в котором много разных предприятий, изготавливающих разнообразную продукцию недалеко от места сбыта", —объяснил Кабашкин.

Возможен ли Китай-город в Латвии?

С одной стороны, пустой земли много, и современное производство нужно стране как воздух. С другой стороны, ксенофобия в нашей стране явление распространеное и нередко поддерживаемое самим государством. Чинафобия присуща латвийским жителям не менее арабофобии, и определенно выше русофобии. И захотят ли ехать китайские промышленики в нашу "гостеприимную" страну еще большой вопрос. Как остается в силе и самый главный вопрос, кто заменит российский экспорт? И возможно ли это вообще?

Тема:
Российский транзит через Латвию (163)

По теме

Латвия озаботилась заменой транзиту российской нефти
Транзитный конфликт: кто выиграл, кто проиграл

Главные темы

Орбита Sputnik