04:07 29 Октября 2020
Прямой эфир
  • USD1.1727
  • RUB92.3025
Новости культуры Латвии
Получить короткую ссылку
494

Рига – город, в котором объединяют и обучают начинающих детских писателей со всего бывшего СССР. И делают это, можно смело сказать, под эгидой бессмертного творчества Эдуарда Успенского

РИГА, 20 сен — Sputnik, Евгений Лешковский. Раскрыться литературным талантам помогает прекрасный детский художник и писатель Владимир Новиков — создатель нового детского журнала "Матроскин" (эхо "Веселых картинок" и "Мурзилки").

Это первый русский детский журнал в Латвии за последние четверть века, что уже само по себе уникально, причем не только для крошечной Латвии, где в последние годы все русское только убивается, но и для огромного постсоветского пространства, где новые детские журналы как-то не появляются, а дети уверенно переходят от живого печатного слова в журнале или книге в мир виртуальный, где другие образы и обитают иные герои.

Эхо "Веселых картинок"

Важно сказать, что Владимир Новиков долгие годы представлял в Прибалтике Эдуарда Успенского, например, выступал издателем перевода его книги на латышский язык, а также оформлял ее. И закономерно, что именно с его легкой руки появился новый детский журнал, называющийся "Матроскин".

Владимир Новиков и не скрывает, что создать его решил, вспоминая теперь уже культовые "Веселые картинки" и "Мурзилку". Причем даже альбомный (горизонтальный) формат "Матроскина" — такой же, как и первые номера "Веселых картинок", чтобы ни у кого точно не возникало сомнений, под впечатлением от чего Новиков решил его издавать. Он смелый и решительный человек, ведь сейчас заинтересовать ребенка печатным словом и картинкой на бумаге — труд почти неподъемный, поскольку молодые больше предпочитают мир компьютерных игр и более агрессивные образы, обитающие в гаджетах, где "страницы" не листают, но "кликают".

Владимир Новиков, который учит Матроскина управлять Парусником
Игорь Мейден
Владимир Новиков, который учит "Матроскина" управлять "Парусником"

И тем не менее журнал напечатали, он состоялся и становится все популярнее, как, кстати, и другое детище Владимира Новикова - Латвийская ассоциация русских  детских писателей "Парусник", при которой есть литературная студия, где самым разным людям помогают оттачивать свой талант — в лучших традициях российского литературного семинара братьев Стругацких, который в свое время подарил миру немало великолепных литераторов.

Попасть в команду "Парусника" можно во время его швартовки - каждую вторую субботу каждого месяца, в 14:00 на 7-м этаже Рижской центральной библиотеки, что на Бривибас, 49/53. Посещение клуба, разумеется, совершенно бесплатно. И если вы чувствуете в себе талант детского писателя, но его следует отточить, то можете смело обращаться за помощью к Владимиру Новикову (его телефон —26706048). К тому же в команде "Парусника" таланты не только из Прибалтики, но и из других регионов бывшего СССР и Евросоюза. География наших друзей-авторов: Германия, Великобритания, Эстония, российские Санкт-Петербург, Ярославль, Нижний Новгород.    

Первый номер "Матроскина" Владимир Новиков отвез в Музей российской литературы им. В. И. Даля на открытие выставки, посвященной Эдуарду Николаевичу Успенскому. Журнал получили и А. С. Ливенбук, и В. А. Чижиков, и А. И. Семенов, и барды из "Гавани", и многие другие друзья и родственники Эдуарда Успенского.

Студия Новикова уже приносит свои творческие плоды. Вот, к примеру, у ее воспитанника, рижанина Виктора Барабанова, только что вышла книга с двумя детскими повестями "Гномик и его друзья". О Викторе Барабанове в основном в Латвии знают как о специалисте по янтарю – коллекционере и мастере. Кроме того, он в Латвии представляет прославленный калининградский Институт янтаря, а также состоит в Международной ассоциации "Союз дизайнеров" (правопреемник Союза дизайнеров СССР). Но, как известно, талантливый человек талантлив во всем. Вот и на литературной ниве талант Виктора Барабанова прорезался: словно еще один рукав река пробила, и теперь новое русло наполняется свежей водой и течение становится все более стремительным.

Виктор Барабанов, который пронес янтарь из мира реального на страницы детских повестей и вручил его гномам
Игорь Мейден
Виктор Барабанов, который пронес янтарь из мира реального на страницы детских повестей и вручил его гномам

Новую книгу, оформленную рисунками московской художницы Сюзанны Ориордан, Виктор Барабанов передал и корреспонденту Sputnik Латвия, а также рассказал:

"Гномы у меня, конечно, заняты поиском и добычей не драгоценных камней и золота – презренного металла, но благородного янтаря, из которого делают напиток бессмертия "амберлайф". Это две сказочные приключенческие повести, они связаны между собой и рассчитаны на детей от 3 до 13 лет. Я их писал лет десять, переписывал, передумывал: то есть здесь стопроцентные муки творчества, включая небольшие лингвистические исследования – связей русского, английского и ирландского (гэлика) языков, что внукам тоже, думаю, будет интересно. Я книгу посвятил своим внуку и внучке - Кириллу и Полине, которые сейчас живут в Ирландии – их туда увезли мои дети. Уверен, они повести прочтут. Внуки хотя и учатся на английском, погружены в Ирландии в англоязычную среду, но по-русски говорят и читают, о чем заботятся мои дети. Так что эти повести Полина и Кирилл обязательно оценят", — говорит Виктор Барабанов.

Янтарь и бесценные таланты

"Я рассказы пишу уже с детства, помню, в советские годы был литературный кружок при ДК "Зиемельблазма" в Риге, куда я ходил и где учился писать. И, конечно же, я сразу вступил в новую ассоциацию Новикова, где есть и прозаики, и поэты, и даже художники. Не удивляйтесь, что в писательском братстве состоят и художники. Такая специфика детских книжек, что в них текст и картинка, по сути, неотделимы", — говорит Виктор Барабанов.

Владимир Новиков же в свою очередь отметил, что в литературном объединении "Парусник" два десятка ярких творческих личностей.

"Это для современной Латвии совсем немало. А что значит быть детским писателем: в первую очередь надо помнить себя в детстве и свое тогдашнее восприятие мира. Конечно, писатель должен прекрасно ориентироваться в детской литературе, отлично знать, кто такие Маршак, Барто, Бианки, Носов, Чуковский, Успенский. Он должен чувствовать их произведения буквально на подсознательном уровне. Конечно, писателю надо знать и детских иллюстраторов. Еще детский писатель должен обладать чувством юмора, причем доброго – понятного не только детям, но и взрослым. Обратите внимание, когда смотрят мультики о приключениях в Простоквашино или о следователях Колобках, то смешно, хорошо на душе становится и детям, и взрослым. Книги и мультики притягивают как детей, так и их родителей. Причем быть детским писателем – это подразумевает очень большую работу, в том числе и редактора. Например, у Успенского, было дело, некоторые рукописи перепечатывались чуть ли не по двадцать раз. Разумеется, должны быть очень хорошие иллюстраторы детской литературы, ведь дети часто принимают книгу в первую очередь по интересным ярким картинкам, а потом уже воспринимают текст. Мы ведь все помним детские книжки прежде всего по картинкам, например, Владимира Сутеева, Константина Ротова, Ники Гольц, Маргариты Старасте, Павила Шенхофса, Владимира Конашевича. И не только специально приглашенный художник должен рисовать, но и сам автор. Еще Чуковский говорил, что к каждым двум строчкам в детской книжке, а еще лучше к каждой строчке должен быть рисунок (и в советские годы была не только профессиональная литературная редактура, но и художественная). Поэтому на наши встречи мы приглашаем не только писателей-поэтов, но и детских художников. И ваш собеседник, кстати, начинался одновременно и как писатель, и как художник – иллюстрировал свои же произведения, а первые мои опубликованные рисунки – это были веселые карикатуры в журнале "Пионер" и в газете "Советская молодежь", – рассказал Новиков.  

Если не можете не писать

"В детской библиотеке мы встречаемся раз в месяц на творческих вечерах, заседаниях клуба "Парусник", где я председатель. Я всех учу: если вы можете описать запомнившиеся события, впечатления своего детства и это будет интересно прочесть современным детям, то считайте – большой шаг в литературный мир сделан. В нашей ассоциации немало сильных авторов, к примеру, выделяется Карен Маркарян, известный журналист, который пишет хорошие стихи для детей и уже выпустил несколько сборников – весьма достойных с литературной точки зрения. А оформляет его книги совершенно выдающийся детский (и не только детский) художник Вадим Солнцев. А Виктория Матисон сама иллюстрирует свои стихи и сказки — как в книгах, так и в журналах. Интересную книгу своих детских воспоминаний написала Ольга Ваганова. Прекрасный детский поэт и прозаик, Евгения Рузина обладает и тонким чувством юмора, искрометной фантазией. Журнал "Матроскин" мы хотим выпускать постоянно – благо теперь ниша совершенно свободна", — говорит Владимир Новиков.

По теме

Слава Сэ имел в Минске большой успех: "Чувствую себя белорусским писателем!"
Русский писатель из Латвии получил специальный диплом Царскосельской премии
Писатель обрисовал сценарий вхождения Прибалтики в состав Беларуси
Теги:
писатель, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik