Латышские интроверты против "Политического Тиндера": чем удивила премия в области дизайна

Подписаться
Четвертого апреля в Рижском доме латышского общества ("Мамуля") прошла церемония награждения ежегодной Национальной премии в области дизайна Латвии

РИГА, 8 апр — Sputnik, Симона Алексеева. Организаторы мероприятия – дизайнерское бюро H2E и Министерство культуры Латвии. Победителем стала кампания #esesmuintroverts ("Я – интроверт"), в соответствующем ключе представившая жителей Латвии на международной книжной ярмарке в Лондоне в 2018 году и подхлестнувшая интерес посетителей к нашей стране.

Премию в области дизайна вручают в третий раз. По словам главы H2E Холгерса Элера, в общей сложности за минувшие годы на конкурс были присланы 400 заявок. Официальная часть церемонии заняла два часа – присутствующих в зале познакомили с работами 20 финалистов, отобранных из общего числа - 120 претендентов.

Открытие Рижской Недели моды - Sputnik Латвия
"Посмотрите на меня": креативные находки дизайнеров на Неделе моды в Риге
Победителей определило жюри, в которое вошли как латвийские, так и международные дизайнеры, а возглавила его работу глава департамента архитектуры и цифрового искусства лондонского Музея Виктории и Альберта Кристофер Тернер, арт-директор Лондонской биеннале дизайна в 2018 году. Общение с авторами выдвинутых на премию проектов происходило очно – каждый финалист проводил презентацию своей работы для членов жюри.

В духе сегодняшнего времени львиную долю среди 20 отобранных для финала проектов составляли мобильные проекты и онлайн-платформы. Среди них были и весьма занятные и полезные проекты – например, приложение Yelo для смартфонов, позволяющее на практике учить правила дорожного движения, и "Политический Тиндер", помогавший молодежи сориентироваться в платформах партий в канун выборов (последнее реализовано по заказу журнала IR), зарядка на "солнечных батареях" для электромобилей (для компании MDT AG) и сборный домик Type A (автор OUTOFBOX), позволяющий обзавестись загородной дачкой всего за 1 день.

В финал также вышли сценография красочного и новаторского танцевально-медийного шоу Abas malas, с большим размахом прошедшего на "Арене Рига" в даты празднования 100-летия государственности Латвии, коллекция одежды "Избавиться от лишнего" из инновационных материалов и игрушки, способствующие развитию деток-аутистов. А вот мебель, интерьеры, предметы быта и прочие благодатные для приложения дизайнерских сил проекты до финишной прямой не дошли.

Список лауреатов же удивил. В числе победителей оказался и проект, далекий от нового слова в дизайне или намерения изменить нашу жизнь к лучшему благодаря новым разработкам. Третье место отдано… исторической экспозиции в Цесисе "Костер совести", посвященной политрепрессированным и противостоянию жителей Цессисского района "советской оккупации" в 1940-1957 гг. Авторы выставки Криста и Рейнис Дзудзило, безусловно, молодцы, и тема их выставки важная и очень горькая, но сам проект в числе лауреатов Премии дизайна Латвии вызывает легкое недоумение. Его бы на арт-премию выдвинуть!

Второе место отдано программе Derec (раработана CUBE Systems), призванной заметно облегчить жизнь дантистов в ведении медицинской документации пациентов.

London Design Biennale 2018 - Sputnik Латвия
Видеоклуб
За что латвийцы получили главный приз лондонской биеннале дизайна
Ну а первое место жюри присудило не лишенной юмора кампании #esesmuintroverts, объяснившей мировой общественности тонкости латышского менталитета на международной книжкой ярмарке в Лондоне. "Мир – прекрасное место для экстравертов. А мы – другие, - гласила эта кампания. - Латыши могут впасть в смущение, если их поцеловать в обе щеки или заговорить с ними в общественном транспорте. Латыши – одна из самых интровертных наций. И писатели у нас такие же". Говорят, заинтригованные посетители книжной ярмарки в Лондоне так и валили к стенду Латвии. А там их ждали видеорассказы о том, каким интроверты видят мир, и комиксы о внутреннем мире латышского писателя работы художника Рейниса Петерсона.

Жюри Премии в области дизайна сочло эту кампанию концептуальным дизайном, переворачивающим с ног на голову сложившееся представление о стране и позволяющим выделить позитивные качества. Креативный же директор #esesmuintroverts Уна Розенбаума в своем ФБ так отреагировала на лавры победительницы "Невероятно, но факт!".

Лента новостей
0