16:25 25 Января 2021
Прямой эфир
  • USD1.2158
  • RUB91.1009
Новости культуры Латвии
Получить короткую ссылку
713

Народный артист России Сергей Гармаш о религиозном экстремизме, о выходе из окна с пятого этажа и о том, что, по его мнению, абсолютное большинство ролей в его жизни были неудачными

РИГА, 3 дек — Sputnik, Евгений Лешковский. Сергей Гармаш в Риге в Доме Конгрессов выступит только 20 января с творческим вечером "Всякому безобразию есть свое приличие". Однако он уже побывал в нашем городе, чтобы, как он сам сказал, пощупать плечами Ригу и потоптаться на сцене, посмотреть на людей, перед которыми играть. Как раз во время прогулки по Риге мы и побеседовали.

Шутка вышла боком 20 лет спустя

На самом деле разговор наш не задался с самого начала. Сергей Гармаш был зол на всех журналистов сразу. Всему виной новость, которая в те дни была чуть ли не топовой: "Гармаш вышел из окна с пятого этажа" — сообщали и в интернете и по радио.

"Нет, вы представляете, мне уже несколько дней подряд звонят друзья, родственники – все в панике. Ты жив? Ты в больнице? Друзья, я здоров и хожу по Риге своими ногами!" — возмущался Гармаш.

А всему виной вот что. Сейчас уже не понять, кто именно, но этот хороший человек откопал где-то на просторах интернета историю двадцатилетней давности, когда Гармаш действительно вышел из окна пятого этажа. Историю рассказала актриса Вера Воронкова.

Все произошло во время съемок  фильма "Время танцора" в Крыму, где Воронкова играла дрессировщицу, а Гармаш – военного. Актеров поселили в одном пансионате. Гармаш очень хотел пообщаться с Верой перед съемками, но та – ни в какую: "Надо переодеваться, готовиться к процессу, не до разговоров сейчас, Сережа, все – вечером".

Гармаш стоял и напрашивался "на поговорить" в коридоре, а Вера, открыв дверь, оставалась в номере. Когда она отвернулась, Гармаш прокричал примерно следующее: "Я тебя предупреждал, Верка, хотел ведь по-хорошему!", с криком побежал к закрытому окну и выскочил.

Вера чуть не онемела, подошла к окну, а там… В тот день ремонтировали фасад пансионата, рабочие ушли на обед и оставили за окном люльку. Гармаш эту строительную люльку увидел под окнами Веры и решил разыграть коллегу. Он лежал в люльке и улыбался, а Вера чуть заикой не осталась на всю жизнь.

Кто бы знал, что Гармашу его же шутка выйдет боком спустя двадцать лет. "Нервных клеток я в эти дни потерял много. Ну как так можно!" — возмущался он. Но вернемся к творческому вечеру актера в Риге.

За царя не стыдно!

"Я буду на сцене больше двух часов. Один. Творческая встреча называется "Всякому безобразию есть свое приличие" — чеховская цитата. Но, подчеркну, у меня будет не моноспектакль, а скорее диалог со зрителями: они мне будут задавать, конечно, провокационные вопросы, а я отвечать, как смогу. Вспомню интересные эпизоды из жизни, о том как учился, о забавных случаях в кино и театре. На сцене буду только я и большой экран, по которому несколько раз покажут отрывки из фильмов, которые, на мой взгляд, наиболее удачные", — говорит Сергей Гармаш.

И тут же зашла речь о том, много ли примерно из 170 фильмов, где он снимался, действительно удачных. Актер удивил, сказав, что ему за большинство ролей стыдно.

"Никогда не бывает, чтобы высококачественного было больше, чем посредственного, среднего и незаметного", — пояснил Гармаш.

По его мнению, удачных ролей в его жизни было – по пальцам двух рук пересчитать и, может, еще одной ноги – не больше. Конечно, вспомнили и о его новой роли – императора Александра III в фильме "Матильда".

"Мне лично играть в картине царя было интересно. Каково вживаться в образ? Да все по той же системе Станиславского — "я" в предлагаемых обстоятельствах. Честно говоря, вначале думал, что не смогу сыграть царя, но потом Алексей Учитель убедил, что все получится. И вышло, кажется, не стыдно. Всегда в фильме главное для любого актера, хорошего или не очень, чтобы роль была, чтобы играть. Тогда, когда есть что играть, уже не важно царь ты или прохожий", — замечает Сергей Гармаш.

Конечно, не обойти тему скандалов вокруг "Матильды". Оказывается, Гармаш фильм посмотрел, когда тот уже вовсю в кинотеатрах шел. Посмотрел и не понял, что в нем скандального.

"Вы посмотрите, что было в истории России. Какие там истории со святыми, с царями, с разными уважаемыми людьми! И тогда поймете, что история с балериной Матильдой — детский сад. Но эти скандалы сделали свое дело. Кто-то говорил, будто скандалы специально раздули, мол, черный пиар, который сыграет Учителю на руку. Вышло наоборот. На фильм народ не очень идет, и прокатчики имеют серьезные проблемы", — говорит актер.

Роль священника должна быть очень честной

— Все, что творилось вокруг "Матильды" до выхода и потом — это такой религиозный экстремизм. Эту картину перед премьерой кто только не посмотрел, включая даже политиков самого высокого уровня. Что в ней такого? Ну, есть религиозные фанатики и, кстати, самой православной церкви от этого не легче. Умные люди ведь понимают, что от коктейлей "Молотова" до теракта недалеко. Думаю, что и от страшной деятельности ИГ*, в первую очередь, неприятно нормальным мусульманам.

Да, я человек верующий, но совсем нерелигиозный. Я даже отказался от главной роли в "Острове" Павла Лунгина, который мне ее дважды предлагал. Но я ему тогда так и сказал — если я буду играть священника, то выйдет фальшиво. А вот Петр Мамонов сыграл гениально, это была его роль на все сто процентов. Об этом я после премьеры сказал Лунгину и добавил, что я бы так никогда не сыграл, — признается Гармаш.

Но как же быть тогда с ролью священника в фильме Никиты Михалкова "Утомленные солнцем II"?, — удивленно спросил я.

"Тот священник совсем необычный и скорее солдат, а солдат я играть люблю", — сказал Гармаш.

Театр и кино – два полушария мозга актера

В свое время Гармаш сказал в одном интервью, что изначально ему было непросто совмещать работу в театре и кино. Это теперь он один из ведущих актеров театра "Современник" и за его плечами масса ролей в кино. Совмещать одно с другим Гармаш давно научился, а первое время было непросто.

- Для меня и театр, и кино одинакового важны, они как два полушария одного мозга. То, чего не хватает в театре, я нахожу в кино и наоборот. Но пока я не вывел для себя такую формулу – потратил много энергии. На самом деле, я не могу сказать, что для меня важнее. К примеру, картина "Ленинград 46" отняла съемочного периода полтора года с некоторыми перерывами. С ролями в театре, конечно, такого не бывает.

Театр и кино – очень разные виды искусства. Из общего в них только текст, костюм и грим, но процесс работы совершенно разный: творческий импульс отличается, а настрой в процессе работы и подавно. И даже не спрашивайте, как актер себя чувствует, одновременно пребывая сразу в трех или четырех образах — это тайна. Я сам даже не знаю, как это удается. Главное, чтобы зрители не видели, например, в роли советского милиционера русского царя, поскольку актер так сказать "не вышел из образа", — подытожил Гармаш.

* Запрещенная в России и ряде других стран террористическая группировка

По теме

Фильм "Роковое искушение": злободневность под кринолинами
"Легко ли быть молодым?": двуличный фильм смутных времен
О пользе слишком настоящих акул: премьера фильма "Синяя бездна"
Теги:
актеры, Матильда, Дом конгрессов, Вера Воронкова, Сергей Гармаш, Крым, Рига, Россия, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik