16:08 05 Августа 2020
Прямой эфир
  • USD1.1765
  • RUB86.7275
Колумнисты
Получить короткую ссылку
41

Я нашел нужный автомобиль. А рядом с ним увидел… Этого не могло быть! Как выяснилось, моим попутчиком оказался создатель Чебурашки

Во вторник, 14 августа, не стало писателя Эдуарда Успенского. Создатель Чебурашки, Гарантийных человечков, кота Матроскина, а также незаслуженно забытого трактора Тр-тр Мити покинул нас в возрасте восьмидесяти лет. Однако имя его ассоциируется с детством. Эдуард Николаевич и есть тот самый маг и волшебник, который был в детстве каждого из нас.

Однажды мне довелось пообщаться с Успенским – притом основательно, часа, наверное, три.

Примерно двадцать лет я работал в краснодарском представительстве одной крупной российской газеты. И как-то летом приехал на праздник в детский центр "Орленок". А утром администрация "Орленка" — люди вообще-то очень гостеприимные стала думать, как бы отправить многочисленных гостей домой.

"Если в аэропорт с Успенским поедешь, нормально будет? спросили меня орленковцы.

Я нашел нужный автомобиль. А рядом с ним увидел… Этого не могло быть! Как выяснилось, моим попутчиком оказался создатель Чебурашки. Я не ожидал. Мало ли у нас Успенских? Не самая редкая фамилия.

Удивление было такой силы, что на какой-то момент я, кажется, утратил дар речи. Ведь, как ни крути, это — мой любимый писатель, пусть и зачитывался я произведениями Успенского в возрасте семи-восьми лет. Но вот он, пожалуйста, стоит передо мной!

Эдуард Николаевич был с женой Элеонорой Филиной и с каким-то бардом. Оказывается, в "Орленке" они делали что-то вроде выездного концерта программы "В нашу гавань заходили корабли".

С бухты-барахты

И вот мы сели и поехали. А что бы сделал любой журналист, оказавшись в одном автомобиле с медийной персоной? Правильно! Стал бы брать у этой персоны интервью. Вот и я стал задавать вопросы.

Поскольку интервью было непредвиденным, с бухты-барахты, то и вопросы были, думаю, не самые оригинальные. Успенский отвечал на них машинально. Чувствовалось, что он говорил это не меньше ста раз и что мое присутствие он воспринимает как головную боль. Может, он подремать хотел, а тут журналиста назойливого подсадили!

Но одним вопросом мне все-таки удалось пробить скорлупу отчуждения. Я спросил его: "Есть ли у вас какие-то произведения для взрослых?" И вот тут Успенский оживился и стал рассказывать об историческом романе о Лжедмитрии I, который он как раз собирался тогда написать. Чувствовалось, что он увлечен событиями XVII века.

А вот следующим вопросом я все испортил. Дело в том, что я видел на книжных прилавках многочисленные авторские продолжения приключений любимых героев: "Бизнес крокодила Гены", "Новые порядки в Простоквашино". Крокодил Гена в этих книгах вершил разборки с рэкетирами, а почтальон Печкин в Простоквашино организовал что-то вроде ГКЧП. И я спросил: "Зачем вы макаете любимых всеми героев в клоаку современности?"

Успенский обиделся, стал придираться к словам.

"Что значит "макаете"? Что значит "клоака"?" – негодовал Чебурашкин папа. И на том наше с бухты-барахты интервью закончилось.

Домкрат и фрукты

В районе города Адыгейска мы остановились у рынка. Успенский с водителем стали менять колесо. Притом Эдуард Николаевич, которому тогда уже было шестьдесят лет, сам прокачивал домкрат. А его супруга пришла в восторг от ассортимента рынка. "Какая красота! Как все дешево!" — ахала она. Хотя на мой взгляд южанина и ассортимент был так себе, и цены взвинчены. Но откуда этим москвичам знать?

К восхищению супруги присоединился и сам Эдуард Николаевич. Было видно, что восторгается он совершенно искренне. "Наверное, дикая жизнь у них там, в Москве! — подумал я. Сидят в каменных коробках, без фруктов!"

Потом Успенский и Филина стали от души лакомиться плодами, которые купили втридорога. Меня тоже угощали. Не обиделись, значит.

Детская любовь

Но, как бы то ни было, до сих пор Эдуард Успенский мой любимый писатель. И что с того, что любовь эта была в первом классе? Я помню тот восторг, с которым я листал и буквально зачитывал до дыр книги про Чебурашку, Простоквашино и Гарантийных человечков. Это для взрослого человека в них нет ничего особенного. А для ребенка — это было волшебством.

Каким-то совершенно гениальным образом Успенскому на рубеже 60-70-х годов удалось войти в резонанс с мировосприятием маленького ребенка, создать яркие типажи героев. Чего только стоит старушка-вредительница Шапокляк с ручной крысой в сумке!

Успенскому удалось поймать совершенно идеальный темп повествования, гарантирующий фактически стопроцентное вовлечение маленького читателя в события. И главное нащупать грань, отделяющую полный абсурд от смешных и веселых событий. И пройти по этой грани. По крайней мере, в ранних вещах, принесших ему всесоюзную и даже всемирную славу.

Потом, уже в 9-10 лет, я перерос книги Успенского: он со своими героями остался где-то позади — вместе с первыми игрушками и букварем для первого класса. И только сейчас я вспомнил, что первую мою игрушку тоже звали Чебурашка. И, наверное, я такой не один.

Создатель мира

Критерием качества для писателя служит достоверность созданного им мира. Если читатель в него верит, с удовольствием в него погружается, значит, автор старался не зря.

Но именно у Эдуарда Успенского случай совершенно особый. Он не просто создал свои миры. Эти сказочные реалии проникли в нашу жизнь. И можно сказать, что мы прямо сейчас живем в мире Эдуарда Успенского.

Не верите? А что вы поете детям (да и взрослым) в день рождения? Правильно! "Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…" И это не единственное доказательство.

В общем, славно пожив и многих порадовав, покинул этот мир замечательный писатель, без которого наша с вами жизнь во многом была бы другой.

По теме

Скончался писатель Эдуард Успенский: "осиротели" Чебурашка и Матроскин
Умер писатель Владимир Войнович
Скончался писатель Михаил Задорнов
Теги:
Чебурашка, Эдуард Успенский

Главные темы

Орбита Sputnik