00:31 21 Ноября 2019
Прямой эфир
  • USD1.1059
  • RUB70.7748
Газодобывающее предприятие компании Укргаздобыча во Львовской области, архивное фото

Дело - труба. Кому достанутся украинские газопроводы

© Sputnik / Стрингер
Аналитика
Получить короткую ссылку
1469

Связываться с украинской ГТС не выгодно: изношенные трубы требуют огромных инвестиций в модернизацию, а окупаемость таких вложений отнюдь не гарантирована

"Нафтогаз Украины" отчитался о двух прорывных достижениях: договоренности с китайским экспортным агентством о кредите на миллиард долларов и создании совместной рабочей группы с пятью европейскими газотранспортными компаниями. Почему в результате этих "побед" Киев может потерять контроль над газотранспортной системой страны — в материале автора РИА Новости Максима Рубченко.

Партнеры из Европы

В среду "Нафтогаз" сообщил о международной рабочей группе по формированию нового оператора украинской газотранспортной системы (ГТС). В группу вошли пять европейских газотранспортных компаний: Fluxys SA (Бельгия), NV Nederlandse Gasunie (Нидерланды), Snam SpA (Италия), Eustream as (Словакия) и GRTgaz SA (Франция).

Как заявил генеральный директор "Нафтогаза" Андрей Коболев, "подобное сотрудничество важно для сохранения транзита российского топлива через украинскую территорию". Дело в том, что упомянутые компании — главные получатели этого транзита и, как надеется "Нафтогаз", они смогут надавить на "Газпром", чтобы тот сохранил прокачку топлива через украинскую территорию и после 2019 года.

Правда, поначалу Киев рассчитывал на более влиятельного союзника. "Украина должна привлечь энергетические компании Соединенных Штатов Америки для совместного управления газотранспортной системой", — говорил в октябре глава Верховной рады Андрей Парубий, отмечая, что Вашингтон добьется прекращения строительства новых российских газопроводов "Турецкий поток" и "Северный поток — 2".

Политическую поддержку Вашингтон Киеву действительно оказал. Однако связываться с украинской ГТС американцы не захотели: изношенные трубы требуют огромных инвестиций в модернизацию, а окупаемость таких вложений отнюдь не гарантирована.

"Учитывая все риски, "Северный поток", "Турецкий поток", мы не видели пока реального желания американских компаний купить долю в украинской ГТС", — признал Коболев в ноябре. Тогда же в Киеве возникла идея привлечь к спасению украинского транзита заинтересованных европейцев.

"Сейчас Италия получает 23 миллиарда (кубометров газа — ред.) через нашу ГТС, — отмечал глава Совета по вопросам газовой промышленности Леонид Униговский. — Если нашим партнером станет итальянский оператор, компания Snam, которая вместе со словацкой Еustream будет настаивать, чтобы через нас прокачивались 23 миллиарда кубометров газа в Италию, у России возникнут проблемы со строительством второй нитки "Турецкого потока".

Приобщение к трубе

Кажется, план Униговского начал сбываться. На самом же деле о каком-то дополнительном давлении на "Газпром" и речи не идет, поскольку та же Словакия уже согласилась подключиться к "Турецкому потоку" с 2022 года.

Италия тоже рассматривает такую возможность. Во время визита в Москву итальянского премьер-министра Джузеппе Конте в конце октября была достигнута предварительная договоренность о продлении второй нитки "Турецкого потока" до Апеннинского полуострова.

"Это может быть через Болгарию, это может быть даже через Сербию, Венгрию, это может быть через Грецию", — уточнил Владимир Путин на совместной пресс-конференции по итогам встречи с Конте.

Кроме того, Рим рассчитывает с 2025 года получать газ с израильского месторождения Левиафан по газопроводу EastMed, строительство которого планируется начать в следующем году. Так что сражаться с "Газпромом" за сохранение украинского транзита у итальянцев резона нет.

Любопытно, что, в отличие от заявления Коболева "о сохранении транзита российского топлива через украинскую территорию", в официальном сообщении "Нафтогаза" скромно отмечается, что цель сотрудничества с европейскими газовыми операторами — "помощь украинской стороне в создании независимого оператора ГТС в соответствии с европейским законодательством". После чего европейские партнеры "смогут приобщиться к управлению оператором ГТС".

Это следует понимать так: европейцы получат возможность диктовать Киеву свои условия. Как признал Леонид Униговский, "в Европе не очень доверяют, когда газотранспортной системой руководит только украинский оператор".

Китайская головоломка

В "приобщении к управлению" украинской ГТС у европейских компаний могут появиться неожиданные партнеры из Китая. В минувший вторник "Нафтогаз" проинформировал, что государственное экспортное кредитное агентство КНР Sinosure согласилось предоставить украинскому газовому монополисту страховую квоту на один миллиард долларов.

Это открывает возможность долгового финансирования на ту же сумму от китайских банков. Уже определено, что 160 миллионов пойдут на закупку в КНР бурового оборудования для дочерней компании "Нафтогаза" — АО "Укргаздобыча".

Напомним, что в начале марта правительство Украины объявило о завершении контракта с Андреем Коболевым и конкурсе на нового генерального директора для "Нафтогаза". Коболеву припомнили и фантастически высокую зарплату, и "зависшую" приватизацию газотранспортной системы, и многое другое, включая провал программы по развитию в стране собственной газодобычи. Как отметил министр энергетики Украины Игорь Насалик, "Коболев провалил все, что только можно было провалить".

"Как расплачиваться будете?"

Однако скандальный глава "Нафтогаза" обратился за поддержкой к зарубежным покровителям. По информации агентства 112.ua, за сохранение его в должности выступили послы стран "Большой семерки", которые провели по этому поводу специальную встречу с премьер-министром Владимиром Гройсманом.

В результате Коболева оставили, но Гройсман публично потребовал от него увеличить добычу газа в стране до 18 миллионов кубометров в год (с 15,5 миллиона). Глава кабмина подчеркнул, что это "главное условие для продления контракта с Андреем Коболевым".

Вот "Нафтогаз" и решил влезть в долги — чтобы срочно закупить дополнительные буровые мощности для "Укргаздобычи". Остальные 840 миллионов из установленного китайцами кредитного лимита предполагается направить "на другие проекты группы "Нафтогаз", которые в ближайшее время будут согласованы с китайской стороной".

Проблема в том, что, как неоднократно признавал сам Коболев, "Нафтогаз" сейчас — убыточная компания с минимальными остатками денежных средств. При сокращении российского транзита финансовое положение украинского газового монополиста еще больше ухудшится. И расплатиться по китайским кредитам "Нафтогаз" сможет лишь акциями дочерних компаний.

Год назад международные аудиторы из Ernst & Young оценили газотранспортную систему Украины в 11,9 миллиарда долларов. Трубопроводы с тех пор только проржавели и обветшали, а "Турецкий поток" и "Северный поток — 2" уже через несколько месяцев вступят в строй, вследствие чего украинская ГТС тоже не подорожает.

Так что китайцы вполне могут получить за свои кредиты блокирующий пакет акций того самого независимого оператора ГТС, для создания которого Киев привлек пятерку европейских газотранспортных компаний. И вопрос о контроле над украинской газотранспортной системой, скорее всего, решат между собой европейцы и китайцы.

Теги:
Украина

Главные темы

Орбита Sputnik