Архивные нарративы о расколотой дружбе: как Улманис строил советские военные базы в Латвии

© журнал AtputaКарлис Улманис всегда ходил в пальто, даже на Лиго
Карлис Улманис всегда ходил в пальто, даже на Лиго - Sputnik Латвия
Подписаться
В легшем на стол Сталину черновике сообщения ТАСС о советско-латвийских и советско-эстонских отношениях перечеркнут последний абзац с предложением призвать правительства республик к ответу в связи с нарушением Пакта о взаимопомощи к 16 июня. Сталин вымарал этот вариант

РИГА, 5 окт — Sputnik, Андрей Татарчук. В декабре 1939 года и в марте 1940 года Латвия провела две тайные конференции об укреплении военного сотрудничества с Эстонией и Литвой, а также о союзе с Финляндией – в то время Советский Союз воевал с финнами. Сталин счел это нарушением Пакта о дружбе и взаимопомощи между СССР и Латвийской Республикой, ратифицированный латвийским правительством осенью 1939 года, свидетельствуют рассекреченные архивные документы.

Новый интернет-проект "Рассекречено. Прибалтика 1939 – 1941" запущен фондом "Историческая память" к 80-летней годовщине вхождения Латвии, Литвы и Эстонии в состав Советского Союза. Заметим, что историческая и политическая трактовка событий лета 1940 года различается в разных юрисдикциях, в Прибалтике те события называют "оккупацией", и ее отрицание чревато уголовным преследованием.

Флаг СССР, бюст Ленина и флаг Латвийской ССР - Sputnik Латвия
Вхождение Прибалтики в СССР: сценарий латвийского генерала Клявиньша для Сталина

Но далеко не все так однозначно. Архивные документы, к сожалению, неизвестные латвийским историкам, доказывают, что три прибалтийские республики в первый год Второй мировой войны нарушили Пакт о взаимопомощи с Советским Союзом. С 28 сентября по 10 октября 1939 года СССР заключил договоры о взаимопомощи с Эстонией, Латвией и Литвой, согласно которым все три страны предоставили СССР свою территорию для размещения советских военных баз – на принципах, как сегодня здесь размещены базы НАТО.

Один из рассекреченных документов фонда "Историческая память" - трехстраничное сообщение советского информагентства ТАСС о советско-латвийских и советско-эстонских отношениях с правками Иосифа Сталина от 16 июня 1940 года. Этот документ входил в архив президента РФ и ранее был неизвестен историкам. Эти три листа формата А4 возвращают нас в события 1939 – 1940 годов ХХ века и даже восемьдесят лет спустя остаются предметом не только профессиональных дискуссий историков, но и острых, подчас ожесточенных общественно-политических споров.

Документы без идеологии

Российский фонд "Историческая память" и его коллектив, включая Александра Дюкова и Владимира Симиндея, абстрагируется от интерпретаций – там изучают только факты. "Для одних вхождение стран Прибалтики в состав СССР является результатом выражавших волю большинства населения этих стран "социалистических революций", для других – следствием противоправной "советской оккупации". Однако, мало кто понимает, что в основе своей оба антагонистических нарратива – и о "социалистических революциях", и о "советской оккупации" были сформулированы в то время, когда основная масса архивных документов о событиях 1939 – 1940 гг. в Прибалтике оставалась недоступной для исследователей. Задача интернет-проекта "Рассекречено. Прибалтика, 1939 – 1941" – сделать доступными для широкой аудитории наиболее значимые архивные документы об инкорпорации Прибалтики в состав СССР. На сайте опубликованы первые тематические подборки документов из архивов России, Латвии, Литвы, Эстонии и других стран – для просвещения широкой аудитории, имеющей косные устаревшие представления об этом по-настоящему сложном сюжете совместной истории России и прибалтийских стран", - говорится в вводной статье историков РФ.

Кружки на на нацистской ярмарке в Валге - Sputnik Латвия
Дюков: в странах Балтии героизируют нацистских преступников

Черновик сообщения ТАСС с пометками на полях рукой Сталина, пожалуй, один из самых любопытных документов интернет-проекта "Рассекречено. Прибалтика, 1939 – 1941" – собственно, он доказывает, что введение войск в Латвию, Литву и Эстонию стало следствием нарушения Пакта о взаимопомощи, ратифицированного правительствами всем трех довоенных республик. В условиях начавшейся в 1939 году Второй мировой, а 1 сентября Германия напала на Польшу, и 28 ноября Финляндия провела артиллерийские обстрелы советской территории, это расценивалось однозначно.

Советские войска дислоцировались в Латвии согласно договору, подписанному в Москве 5 октября 1939 года председателем Совнаркома и наркомом иностранных дел СССР В. М. Молотовым и министром иностранных дел Латвии В. Мунтерсом. Министры правительства Улманиса поддержали подписание Пакта о взаимопомощи с СССР единогласно. 10 октября 1939 года глава МИД Вильгельм Мунтерс выступил перед прессой, объяснив, что "в военных условиях следует понимать стремление СССР укрепить свои позиции на побережье Восточной Балтики". Все это стало частью двойной политики Карлиса Улманиса – но он сам позвал советские силы в Латвию в 1939-м.

В сентябре 1939 года шла война в Польше, которая годом ранее по соглашению с Гитлером оккупировала Чехословакию, а Финляндия объявила войну Советскому Союзу. В этих условиях Пакт о взаимопомощи республик Прибалтики и СССР, как ожидали в Москве, станет гарантией мира. В качестве приложения к Пакту был принят (подписанты – комкор Болдин и генерал Гартманис) конфиденциальный протокол, предусматривавший право СССР до окончания войны в Европе держать на аэродромах и базах Латвийской Республики гарнизоны численностью до 25 000 человек. В военные порты в Лиепае и Вентспилсе вошли корабли ВМФ Балтийского флота, на территории Латвии были размещены советские военные подразделения, включая авиабазы ВВС. В конце октября Латгальская мотострелковая дивизия торжественно встречала первый железнодорожный эшелон с красноармейцами.

Саботаж, многовекторность или предательство?

Статья I данного пакта предусматривала обязательства сторон оказывать друг другу помощь, в том числе военную, "в случае возникновения прямого нападения или угрозы нападения со стороны любой великой европейской державы по отношению морских границ Договаривающихся Сторон в Балтийском море или сухопутных их границ через территорию Эстонской или Литовской Республик, а равно и указанных в статье III баз ВМФ СССР". Советский Союз в 1939 году обязывался оказывать Латвийской армии помощь на льготных условиях вооружением и прочими военными материалами. В целях охраны Ирбенского пролива Советскому Союзу по пакту Мюнтерса-Молотова был предоставлено право соорудить базу береговой артиллерии на побережье между Вентспилсом и Питрагсом. И главное – согласно этому соглашению между СССР и ЛР – обе стороны взяли на себя обязательства не заключать каких-либо союзов или участвовать в коалициях, направленных против одной из договаривающихся сторон.

Директор фонда Историческая память, научный сотрудник Института российской истории Российской академии наук РАН Александр Дюков - Sputnik Латвия
Историк отреагировал на суждения посла Латвии о событиях 1939-1940 годов

Так было лишь de jure: Латвия, как и соседние республики, почти мгновенно нарушила ряд пунктов соглашения с Москвой. Авторитарные лидеры региона продолжали эту политику многовекторности до тех пор, пока в Москве не лопнуло терпение. Как говорится в сообщении Сталину, в декабре 1939 года и в марте 1940 года Латвия провела две тайные конференции об укреплении военного сотрудничества с Эстонией и Литвой, а также о союзе с Финляндией – напомним, что это совпало с активным военным противостоянием Карла Манергейма советским войскам в Карелии, и продолжалось даже на исходе советской-финской военной кампании, завершившейся капитуляцией Финляндии.

Втайне от СССР и в нарушение пакта о военно-политической взаимопомощи Латвия, получив в 1939 году значительные экономически преференции от договора с Москвой, участвовала в секретных переговорах на уровне генштабов и политиков о создании альтернативных военных союзов с Литвой и Эстонией, а также с "белофиннами" Маннергейма; за средства латвийских налогоплательщиков на английском и германском языках издавался антибольшевистский обзор Baltic Review, и в целом идея межгосударственных договоренностей, скорее, саботировалась Ригой.

В 1939 году у Москвы еще сохранялась уверенность в лояльности союзников в Прибалтике. К весне 1940 года стало ясно, что победные блицкриги Гитлера в Европе – от Польши до Франции – увеличивали симпатии диктаторов Улманиса, Сметоны и Пятса к нацистской Германии и, возможно, мирные договоры с Москвой будут денонсированы. В легшем на стол Сталину черновике сообщения ТАСС о советско-латвийских и советско-эстонских отношениях перечеркнут последний абзац с предложением призвать правительства Латвии и Эстонии к ответу в связи с нарушением Пакта о взаимопомощи до 11 часов ночи 16 июня. Сталин вымарал этот вариант. Иллюзии растаяли. Наступило то самое лето последнего года перед нападением нацистского Третьего рейха. Введение советских войск в Прибалтику всего лишь отсрочило войну.

Лента новостей
0