16:28 23 Января 2019
Прямой эфир
  • USD1.1354
  • RUB75.4433
Зрительный зал

На Гран-при Конкурса имени Георга Отса претендуют Россия и Польша

© Sputnik / Екатерина Чеснокова
Новости России
Получить короткую ссылку
637

В финал II Международного музыкального фестиваля-конкурса им. Георга Отса в Санкт-Петербурге вышли одиннадцать вокалистов, десять из которых представляют Россию, одна конкурсантка – Польшу

РИГА, 17 июл — Sputnik, Александр Малнач. По сравнению с прошлым годом, когда конкурс проводился впервые, он вырос не только количественно, но и качественно, утверждают старожилы.

И хотя по итогам первого тура решение жюри могло показаться слишком мягким, конкуренция за участие в финале развернулась довольно острая. Заслуживающих внимания вокалистов оказалось значительно больше, чем мест.

Сейчас конкурс поставили на непродолжительную паузу. Финалисты готовятся к третьему туру, репетируют с оркестром. В театре "Мюзик-Холл" в сопровождении оркестра под управлением маэстро Фабио Мастранджело им предстоит побороться за Гран-при и три первые премии, показав высокопрофессиональному жюри две арии – оперную и оперетту.

Включение опереточного репертуара в программу конкурса оправдано тем, что Георг Отс, имя которого конкурс носит, достиг больших высот и в этом жанре. Кто не помнит мистера Икса в исполнении Георга Отса? Для кого великий певец и его герой не слились воедино?

Можно представить себе, какая нагрузка и какая ответственность легла на плечи полуфиналистов. Неслучайно в момент объявления результатов второго тура слышались вздохи облегчения, хотя большинство конкурсантов, конечно, были огорчены и подавлены суровым для них решением жюри.

Мне и самому довелось испытать горькое чувство разочарования, тот самый "вкус пепла во рту". Единственная конкурсантка из Латвии, солистка Латвийской Национальной оперы Марлена Кейне в финал не прошла, а я болел за нее и не только из патриотических соображений.

В первом туре Марлена очень живо исполнила арию Розины из "Севильского цирюльника" Россини, а во втором звонко и переливчато спела арию Снегурочки "С подружками по ягоду ходить" из оперы Римского-Корсакова "Снегурочка", но в число финалистов она все-таки не попала. Более знающие коллеги отметили у нее сложности с дыханием и некоторую жесткость вокала.

Впрочем, жюри посчитало ее достойной выступить в заключительном гала-концерте, наряду с лауреатами конкурса.

Той же чести удостоились еще трое: сопрано Анастасия Пипко (23 года, срезалась в первом же туре), лирико-драматический тенор Иван Подгороднев (20 лет) и также 20-летний баритон Алексей Юрковский (оба дошли до второго тура). Всем троим еще учиться и учиться, но вот последний из них, студент 4-го курса Колледжа искусств Республики Коми Алексей Юрковский, по-моему, очень одарен и не только вокально. К небольшому, но красивому, приятного тембра голосу прилагается несомненный актерский талант и еще какое-то особенное обаяние, которое всегда так привлекает публику. Он удивляет. Из него может выйти настоящий артист. С нетерпением жду в исполнении Алексея на гала-концерте романс Демона из одноименной оперы Рубинштейна. Как известно, Демон — еще одна звездная партия Георга Отса.

Разумеется, на конкурсе певцов решающим является голос и техника. Но оценивая конкурсанта, метящего в оперные артисты, как и в артисты вообще, нельзя забывать об актерском темпераменте. Умеет ли певец создать образ, перевоплотиться в своего героя, познать и поделиться его чувствами, может ли он увлечь публику, зажечь ее и убедить в своей правоте, вот в чем вопрос. И в отношении далеко не всех конкурсантов на этот вопрос можно ответить утвердительно. Включая и кое-кого из финалистов.

Речь даже не об "умирающих лебедях" обоего пола, которых немало явилось на конкурс – их жюри отсеивало безжалостно в первом же туре, а о вокальном альпинизме. Несомненно, большой, хорошо поставленный голос открывает перед его обладателем широкие горизонты для творческого самовыражения. Напротив, неуверенный вокал ограничивает певца и во всем остальном. Но ничуть не лучше другая крайность, а примеров тому на конкурсе хватало.

До обидного многие конкурсанты (чаще это были вокалистки, да их и было больше), желая показать пробивную силу своего голоса (в искусстве ведь "надо уметь пробиться") пускались в сомнительные с точки зрения художественной выразительности эксперименты. Как ни странно, порой им удавалось докричаться до жюри. Но не до небес. Иногда это походило на соревнования по прыжкам в высоту с шестом, где вместо шеста голосовые связки. Одна за другой в первом и втором турах так "прыгали" россиянки Ксения Галицкая, Дарья Волкова и Анна Клинова, но выше всех (в финал) запрыгнула Галина Беневич, представлявшая на конкурсе Польшу, солистка Вроцлавского театра.

Давно не приходилось сталкиваться с такими напором и экзальтацией. Во втором туре Галина пела "Как странно…" Виалетты, т. е. исполняла целую сцену из "Травиаты" Верди. Делала она это экспансивно, преувеличенно до гротеска, "отдаваясь" эмоциям с таким безрассудством, что едва справлялась с дыханием, но все-таки спела, не сорвалась, как ни странно… Говорят, это модная, едва ли не ведущая ныне тенденция, но мне она не по душе. Хотелось бы видеть и слышать на сцене Виалетту, а не законченную истеричку; женщину, страдающую, но не душевнобольную. А впрочем, победителей не судят.

Радует то, что в их число вошли, т. е. прошли на третий тур, знакомые мне по Бельведерскому конкурсу им. Ганса Габора, проходившему в июне в Юрмале, российские тенора Борис Степанов и Шота Чибиров. Там они тоже попали в финал, выдержав куда большую конкуренцию (для сравнения: в этом году в "Бельведере" участвовало 147 певцов из 48 стран, прошедших предварительный отбор, а заявок было подано в десять раз больше). Степанов еще и взял приз критики от международного медиа-жюри. И Борис, и Шота выступили достойно, что и не удивительно. Оба являются солистами крупнейших петербургских оперных театров – Михайловского и Мариинки.

Имеется сценический опыт и у других финалистов. Меццо-сопрано Евгения Асанова, Виктория Каркачева и баритон Павел Червинский поют в Большом театре. Сопрано Анна Михайлова и баритон Сергей Кайдалов – участники постановок Мариинского театра. Сопрано Анна Князева – солистка петербургского театра "Мюзик-Холл", меццо-сопрано Дарья Телятникова – Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. Наконец, баритон Максим Шлыков является солистом оперной студии Уральской консерватории им. М.П. Мусоргского, в которой учится на 4-м курсе.

Заметно лидирование россиян. Из одиннадцати финалистов только Галина Беневич представляет другую страну – Польшу. Но и в массе участников конкурса пока преобладают граждане России. Даже среди конкурсантов, приехавших в Санкт-Петербург из-за рубежа, только двое не говорят по-русски.

По странному совпадению, двое членов жюри говорят по-русски, хотя в нем нет ни одного россиянина. Напомню, что возглавляет жюри известный итальянский оперный агент Лука Тарджетти, а вошли в него руководитель художественного управления Кельнской оперы Мартина Франк, оперный агент из Германии Алекс Григорев, кастинг-консультант Норвежской Национальной оперы и балета Изабель Мерфи, кастинг-консультант амстердамского Консертгебау, Театра Базеля, Городского театра Ганновера, Оперного фестиваля в Обераммергау, Городского театра Клагенфурта Кристиан Карлштедт, а также музыкальный руководитель и главный дирижер театра "Ванемуйне" в Тарту Пауль Мяги.

При этом к качеству работы жюри не смог придраться даже известный строгостью своих суждений петербургский музыкальный критик Владимир Дудин, которого итоги полуфинала II Международного музыкального фестиваля-конкурса им. Георга Отса не просто порадовали, а ошеломили.

"Оказывается, и в наше время в нашей стране жюри может быть объективным и антипротекционистским, работающим на идею, а не на поддержку "внутрисемейных связей". И "браво" им за это!", — написал он в статье на сайте конкурса, куда могут заглянуть все интересующиеся подробностями. Запись выступлений конкурсантов можно посмотреть на страничке конкурса Вконтакте и прямо на YouTube.

Работа жюри Международного фестиваля-конкурса вокалистов имени Георга Отса
© Photo Александр Малнач
Работа жюри Международного фестиваля-конкурса вокалистов имени Георга Отса

По теме

Сопрано Марлена Кейне представит Латвию на конкурсе имени Георга Отса
Марина Ребека: оперной певицей меня сделали неудачи
Романтика через край: оперный фестиваль в Риге
Мой дом - моя крепость: почему оперная дива Ополайс вернулась в Латвию
Теги:
Конкурс вокалистов имени Георга Отса, Санкт-Петербург, Польша, Россия, Музыкальное событие
Правила пользованияКомментарии

Главные темы

Орбита Sputnik