Директор рижской школы: "удаленка" – это сегрегация

CC BY 2.0 / Jake Guild / PhotoblogУставший ребенок с ноутбуком
Уставший ребенок с ноутбуком - Sputnik Латвия
Подписаться
"Удаленка" в Латвии хромает на обе ноги не потому, что страна бедная и не может снабдить всех школьников компьютерами, а потому что нет унифицированного технического решения, методик, и педагоги не обучены, считает Денис Клюкин

РИГА, 27 ноя — Sputnik, Юлия Грант. Как временное решение удаленное обучение школьников еще приемлемо, однако на постоянной основе оно ведет к сегрегации по имущественному признаку, считает директор рижской Ринужской средней школы Денис Клюкин.

"Чтобы нивелировать эффект от "удаленки" в конце прошлого учебного года, министерство образования и науки (МОН) снизило требования на централизованных экзаменах. Это помогло удержать средний уровень оценок от катастрофического падения, что произошло бы в случае, если бы сложность заданий осталась на уровне прошлых, доковидных лет. Однако пропасть между лучшими учениками и худшими увеличилась: мотивированные, способные заниматься самостоятельно или имеющие репетиторов выпускники сдали экзамены намного лучше, а отстающие – намного хуже, - говорит директор школы. – Поэтому "удаленку" еще можно терпеть как временное решение, но на постоянной основе она ведет к сегрегации. "Удаленка" бьет по самым незащищенным: если оба родителя ребенка работают и не имеют возможности контролировать его занятия, помогать ему в учебе, уровень получаемых вне класса знаний стремится к нулю".

Пустой класс - Sputnik Латвия
Муки учителей, родителей и расслоение общества: директора о новых требованиях к школам

Дело, как подчеркивает педагог, не только в технической и материальной обеспеченности семьи. МОН оперативно отреагировало на ситуацию и закупило для школьников кое-какую технику. Сделано это было наспех и, возможно, не без гешефта для заинтересованных политических сил, однако все, кто попросил поддержки, ее получил. В частности, Ринужская школа раздала в многодетные и малообеспеченные семьи около 100 планшетов – плохеньких, семидюймовых, но все-таки позволяющих следить за уроками и выполнять домашние задания. Вместе с планшетами МОН зачем-то выдало еще 70 телефонов, которые до сих пор лежат на складе, и так в большинстве школ, рассказывает Клюкин.

При этом на закупку телефонов министерство потратило почти вдвое больше, чем на планшеты. Конкурс по первым выиграло LMT Retail & Logistics SIA (договорная сумма 220 935 евро, закупка IZM 2020/16/IZ), по вторым - BITE Latvija (140 000 евро, закупка IZM 2020/15/IZ). Оба договора заключены 7 мая 2020 года, бенефициарами стали мобильные операторы.

Мальчик с девочкой за ноутбуком - Sputnik Латвия
Кривцова: каждый ребенок на "удаленке" имеет право на бесплатный компьютер

Денис Клюкин считает, что для учебы телефон вообще не нужен, а ему можно верить: с момента, как он возглавил школу, взялся за изучение, анализ и внедрение различных технических решений в обучении. И квалифицированно утверждает: "удаленка" в Латвии хромает на обе ноги не потому, что страна бедная и не может за счет госбюджета снабдить всех школьников персональными компьютерами, как это делает, например, Швеция.

"Проблема решаемая, найти 30 миллионов раз в четыре года на закупку техники можно, - говорит Клюкин. – Однако до этого необходимо проделать аналитическую, методическую работу. Не обязательно делать это самим. Пару лет назад я был на стажировке в британском Wellington College, который в год тратит на изучение IT-решений полтора миллиона фунтов – столько же, сколько всё латвийское МОН. Его опыт показывает: унификация технических решений в обучении должна идти первым пунктом, методика преподавания, подготовки уроков и дидактического материала, обучение педагогов – вторым, и только за этим следует унификация технических устройств обучения, на основе которой можно организовывать закупки или выдавать требования к технике для самостоятельной покупки родителями".

Проблема латвийского МОН в том, что оно не делает ни первого, ни второго. Видимая "либеральность" в использовании технических решений оборачивается полной самодеятельностью и хаосом. Методик как не было, так и нет. За лето ковидной передышки к их разработке не приблизились ни на йоту.

Зато в этот же период МОН выделило:

5 миллионов евро на приобретение "лабораторных материалов для участников системы электронных закупок" (проект IZM 2020/7/AK);

279 922,90 евро на услуги съемок и трансляции (4.vara – 68 600 евро, проект IZM 2020/13/IZ, Vidzemes televīzija – 211 922.9 евро, IZM 2020/12/IZ).

Учитель географии или истории не знает, что делать, если при подключении к уроку 30 учеников его домашний компьютер начинает "виснуть" - а дело в нехватке оперативной памяти и отсутствии модификаций программы, которая в таком случае будет ранжировать видео соответственно ее объему, чтобы картинка была, пусть и в худшем качестве, но не пропадала вовсе.

Отсутствует и координирующая роль министерства в действиях департаментов образования самоуправлений. К примеру, Рижская дума уже многие годы централизованно закупает программное обеспечение Microsoft Office для всех учащихся для занятий не только в школах, но и на домашних компьютерах. На лицензии потрачены миллионы евро. И вместо того, чтобы дополнить эти пакеты решением удаленного обучения MS Team, рижским школам и учителям не предложено ничего. Разнообразие программ, которые они находят самостоятельно, порождает хаос в учебном процессе.

Пустые парты в школе - Sputnik Латвия
Школы остались один на один с COVID: почему министру пора в отставку

При этом положительный опыт и у отдельных школ, и у педагогов есть, уверен директор Ринужской школы. Однако ни министерство, ни департамент не пытаются его использовать, организовать передачу и какое-то подобие менторства. Спасение обучающих – дело рук самих обучающих. Отсутствие внятной информации и координации порождает страх, стресс и эмоциональное выгорание у директоров и завучей школ, которые, так же как и большинство учителей, - люди в возрасте 50+ и никакие не хакеры.

Повышенную нагрузку на учителей компенсировать никто не собирается. За стресс "удаленки" на 18 тысяч латвийских учителей МОН получит из бюджета 1,1 миллиона евро, то есть по 40 евро чистыми на руки на весь период. И после этого глава комиссии по образованию Сейма Арвилс Ашераденс ("Новое Единство") будет по-прежнему твердить, что министр Илга Шуплинска (Новая консервативная партия) хороша и нет никаких оснований отправлять ее в отставку, параллельно взывая к молодежи выбирать профессию педагога?

Между тем и заказчики образования - родители - начинают понимать масштаб катастрофы. И осознавать роль школы, которая в нормальном очном процессе позволяет детям не только учиться, но и общаться, жить в коллективе, без которого они просто "сходят с ума", по выражению одной матери.

"Поэтому, как только МОН выпустило очередные противоэпидемические требования к очному обучению, мы тут же нашли возможность обеспечить 3 квадратных метра на ученика в актовом и спортивном зале, просторных рекреационных помещениях, которые в нашей школе есть. Мы твердо намерены сохранить обучение с первого по шестой класс в обычном формате", - сказал в заключение Денис Клюкин, хотя и признал, что вся предыдущая политика МОН по оптимизации школьной сети и укрупнению классов делает новые требования невыполнимыми для большинства школ не только в Риге, но и в провинции.

Лента новостей
0