"Без гитары на войну не хожу": история боевых действий и душевных песен барда из Риги

© Sputnik / Sergey MelkonovСергей Степаненко
Сергей Степаненко - Sputnik Латвия
Подписаться
Сергей Степаненко, реконструктор и бард, по национальности украинец, родился в Монголии, жил в Венгрии, а теперь радует жителей Риги своей проникновенной игрой на гитаре

РИГА, 17 авг — Sputnik, Евгений Лешковский. Вот уже много лет как ни один фестиваль реконструкторов - людей, которые оживляют самые разные эпохи, - не обходится без известного латвийского барда Сергея Степаненко.

Так, на днях он участвовал в большой битве – реконструкции сражения десанта армии Петра Великого на шведских берегах в 1719 году, чтобы, наконец, завершить Северную войну. В строю преображенцев Сергей, конечно, меняет гитару на мушкет, но после наступления мира, обязательно сыграет и споет. Вот на этот раз и западный берег Балтики услышал его.

Из Монголии в Венгрию и обратно… в Ригу

В латвийском реконструкторском движении, в частности, в клубе "Эксплорерс", которым руководит Вячеслав Рукис, собрались самые разные яркие личности, Сергей Степаненко один из них. С тех пор, как несколько лет назад он присоединился к клубу, всегда звучат его песни и петровского времени, и наполеоновского, и периода Великой Отечественной.

© Sputnik / Sergey MelkonovСергей Степаненко
Без гитары на войну не хожу: история боевых действий и душевных песен барда из Риги - Sputnik Латвия
Сергей Степаненко

А в окрестностях Стокгольма, где наши солдаты принуждали к миру королеву Элеонору (та взошла на престол после смерти Карла XII), песни вместе с Сергеем исполняли даже шведы, пытаясь европейским умом понять, например, суть непростого для них сюжета песни "Из-за острова на стрежень".

Сергей впервые взял гитару в руки, когда ему было лет четырнадцать. Это случилось на Украине. Сергей - украинец, вот только родился в небольшом городке в Монголии близ станции Дзун-Хара, в школу поступил в Риге, а совершенствовал мастерство игры на гитаре в Венгрии, где заслушивался песнями Владимира Высоцкого.

Такая непростая география в жизни Сергея получилась благодаря его отцу Василию Федоровичу - военному, который служил в самых разных городах и странах, семья понятное дело перемещалась с ним.

© Sputnik / Sergey MelkonovЛатвийский бард Сергей Степаненко
Без гитары на войну не хожу: история боевых действий и душевных песен барда из Риги - Sputnik Латвия
Латвийский бард Сергей Степаненко

"У нас в бардовской среде, когда говорят о моей национальности, шутят: хохоло-монгол. Правда, в Монголии я прожил всего три года, пока отец там служил, а потом уехал, когда его оттуда перевели. А первую гитару мне подарили родственники на Украине. До того, как она мне досталась, я осваивал игру на двухрядной гармошке, и даже, наверное, неплохо мог исполнить на ней "На сопках Маньчжурии". Эту гитару я увез с собой и в Венгрию, где отец служил после Латвии в составе Южной группы войск", - вспоминает Сергей Степаненко.

Высоцкий - та планка, к которой всегда тянешься

В Венгрии парень прожил шесть лет, где учился в посольской школе. И именно в Венгрии Сергей научился играть на гитаре, например, многие аккорды открыл для себя по магнитофонным записям Владимира Высоцкого.

Однажды Высоцкий сам выступал в Венгрии, причем именно в Южной группе войск, где служил отец Сергея. До сих пор Сергей честно признается: всегда хотел петь как Высоцкий, с таким же оголенным нервом, но до этого уровня слишком тяжело дотянуться любому музыканту.

После Венгрии Сергей переехал в Ригу, где закончил школу, а затем факультет автоматики и вычислительной техники Рижского политеха. Так в Латвии и остался.

© Sputnik / Sergey MelkonovСергей Степаненко в образе солдата Преображенского полка захватывает трофей - шведскую пику
Без гитары на войну не хожу: история боевых действий и душевных песен барда из Риги - Sputnik Латвия
Сергей Степаненко в образе солдата Преображенского полка захватывает трофей - шведскую пику

Его достаточно часто можно увидеть и услышать на самых разных концертах уважаемых латвийских бардов, особенно на тех вечерах, что организует замечательный исполнитель Юрий Тихомиров, у которого в голове всегда миллион самых разных музыкальных идей.

"Я хоть и исполняю чужие песни: Вертинского, Петра Лещенко, Строка, Визбора, Окуджавы и еще многих других, но, пропуская их через себя, словно ощущаю их уже своими. Конечно, когда исполняешь чужие произведения, все равно ведь вкладываешь свою душу, и у каждого исполнителя одно и то же произведение, скажем, Окуджавы, будет звучать совсем иначе. А когда поешь и попадаешь в гармонию с самим собой, исполняешь то, что действительно легло тебе на душу, тогда и те, кто тебя слушают, ощущают это же", - говорит Сергей.

Под парусами да с песней

Гитара с ним всегда по жизни. Без нее он старается не выбираться никуда на отдых, ведь, когда гитары рядом нет, не так остро и ярко ощущается вкус жизни. А особенно остро этот самый вкус ощущается после боя, когда солдаты и офицеры отдыхают, одолев очередного противника, и чувство победы особенно хорошо подкрепляется песней. Это как трубочку забить первоклассным табачком, и выкурить ее в компании с добрыми друзьями.

© Sputnik / Sergey MelkonovШведские войска яростно отбиваются от петровского десанта
Без гитары на войну не хожу: история боевых действий и душевных песен барда из Риги - Sputnik Латвия
Шведские войска яростно отбиваются от петровского десанта

В реконструкторское движение Сергея несколько лет назад привел глава "Эксплорерса" Вячеслав Рукис. Вернее, вначале Сергей познакомился с Анатолием Молокановым, о котором Sputnik Латвия уже рассказывал, капитаном и владельцем уникального в своем роде парусника "Либава". Сергей и Вячеслав были вместе на одной палубе во время похода на эстонский остров Рухну, где и поняли друг друга на все сто процентов.

"Слава там был правильный такой, в преображенской форме, с мушкетами. Наверное, все это да еще в море да на точной реплике старинного парусника произвело на меня слишком большое впечатление. Наконец, я сам переоделся в солдата преображенского полка и пошло-поехало, причем, достаточно было одного раза, чтобы уже больше не останавливаться. Во всем реконструкторском движении интересные люди, необычные, неординарные. Как раз с такими людьми душе музыканта действительно комфортно. Да и самому интересно погрузиться в историю хотя бы ненадолго, зато по-настоящему", - говорит Сергей Степаненко.

Лента новостей
0