03:04 16 Февраля 2019
Прямой эфир
  • USD1.1260
  • RUB75.0816
Латвийская пресса

Профессора назвали идиотом за комментарий Sputnik: о чем писали латышские СМИ

© Sputnik / Elena Kirillova
Новости Латвии
Получить короткую ссылку
Обзор латышских СМИ (125)
1289

Вспомнили советское прошлое? Классический донос из академической среды за комментарий порталу.

Проводить реформу русской школы на поверку некому. Лен и торф - главные достижения современной Латвии

Портал Pietiek.com почтил Sputnik Латвия легким разоблачительным опусом. Жертвой статьи в жанре доноса стал политтехнолог, профессор Юрис Розенвалдс, давший комментарий для Sputnik.

"Действительно ли Розенвалдс не понимает, что стал полезным идиотом в пропагандистских лапах Кремля?" - спрашивает автор, подписавшийся "читателем портала".

"Узнал, что в пятницу 1.02.2019 на странице "массмедиа" Sputnik появилось интервью с деканом факультета социальных и гуманитарных знаний Латвийского университета Юрисом Розенвалдсом", - сообщает читатель. - Этот господин дал интервью российскому пропагандистскому рупору, который регулярно используется только и единственно для того, чтобы очернить все, что связано с Латвией".

В интервью речь шла об обысках в бюро рижского мэра и о политическом облике Нила Ушакова. В тот момент, когда ведется интенсивная борьба с фальшивыми новостями и акции по приведению информационного пространств в порядок, не без разоблачительного пафоса вещает автор, подобные кадры позволяют себе с помощью одного интервью разрушить старания латвийской интеллигенции и академической среды укрепить латвийскую информационную среду против выраженных дискредитирующих и пропагандистских попыток.

Очевидно в этом пассаже неравнодушный читатель говорит о полном игнорировании упомянутой интеллигенцией и высоколобыми господами Sputnik Латвия и их отказе давать порталу комментарии. И вот годы стараний насмарку.

Кроме того, ничем иным, как дискредитацией упомянутого факультета ЛУ данное интервью считать нельзя, продолжает информатор. Розенвалдс легитимизирует этот лживый и очерняющий Латвию портал, как полноценное СМИ. Неужели флагманам отрасли не найдется что об этом сказать? Куда смотрят саморегуляторы медиа-среды? Все промолчат?

Это ли свобода слова, really? - блеснул автор своим английским. Неужели руководство факультета, который претендует на то, что растит молодые таланты латвийской журналистики, не способно отличить объективную и основанную на демократических принципах журналистику от рупоров кремлевской пропаганды, цель которой — разрушить свободные и независимые латвийские СМИ?

А вот еще пассаж: "Неужели же этот господин на самом деле не понимает, что стал полезным идиотом в пропагандистских лапах Кремля и таким образом сделал местом сборища полезных идиотов весь факультет социальных знаний ЛУ — место, где следовало бы встречать людей, которые награждены критическим мышлением и которые готовы стоять за свободную от всяческих манипуляций латвийскую медиа-среду"?

Такой вот симпатичный доносик, возможно со стороны коллег уважаемого профессора. Тогда надо сказать, что на факультете учат хорошо — количество штампов и ярлыков в этом коротком послании превышает количество таковых в латвийском Sputnik за все годы его существования.

Что мешает реформе школ нацменьшинств

Таким вопросом задалась Neatkarīgā Rīta Aviīze.

Со следующего учебного года школы нацменьшинств ждут изменения: с 1-го по 6-й класс обучение на 50% должно вестись на латышском языке, с 7-го по 9-й класс – на 80%. С 1 сентября 2021 года все средние школы должны полностью перейти на латышский. Однако на самом деле есть одна большая проблема – острая нехватка педагогов, что особенно чувствуется именно в школах нацменьшинств. Пенсионеры уходят, а новых учителей нет.

Министерство образования и науки (МОН) признает, что исследования, у скольких из 8000 педагогов, работающих в школах нацменьшинств есть проблемы с латышским языком, до этого не проводились. Вообще-то все педагоги должны знать латышский на высшем уровне, иначе они не имеют права работать в школе. Однако так ли это на деле?

Один из способов, мотивирующих улучшать этот навык – аккредитация школ. Предлагаются и оплачиваемые государством курсы языка, и методическая поддержка. Однако у учителей, плохо знающих госязык, тем более предпенсионного и пенсионного возраста, нет мотивации посещать курсы. Никто не говорит, что их всех нужно уволить, но надо искать решение, объяснила на заседании комиссии Сейма по образованию, культуре и науке представитель МОН Байба Башкере.

В шести вузах на бюджетных отделениях учатся достаточно потенциальных педагогов, но только небольшая их часть в итоге пойдет в школы из-за неконкурентоспособной зарплаты, большой нагрузки, непрогнозируемости. Молодые нередко не могут этого выдержать. Работать в школе нацменьшинств еще менее престижно, отношений других латышей может доходить до презрения, педагог может услышать в свой адрес кличку "предатель". Кроме того, выпускники педагогических программ не знакомы с терминологией на русском. Не хватает и учебных материалов, и без того перегруженные учителя сами их ищут или не используют предназначенные для латышской школы.

Что остается директорам школ нацменьшинств? Только идти в вузы и пытаться уговорить кого-то из студентов прийти к нему работать. Надеяться на качество в таком случае трудно.

Это может привести к еще большей разнице в результатах между латышскими и русскими школами. Провал уже существует, особенно там, где соотношение языков в программе 60% латышский, 40% родной.

При сравнении результатов централизованных экзаменов даже не по латышскому, а по математике, среди десяти худших рижских школ девять – школы нацменьшинств, в основном, это из микрорайонов, откуда хорошие школьники после 9 класса стремятся в более престижные в центре.

Возможным решением могут быть средние школы, в которых в одном классе будут учиться и латышские, и русские школьники, как это происходит в Эстонии. Это позволило бы создать более сильные школы, набрать хороших учителей. Также прозвучало предложение уделять в освоении латышского языка большее внимание дошкольному образованию. Но тут снова возникает преграда – дошкольных педагогов в Риге не хватает еще больше, чем школьных.

У Латвии опять есть свой лен

Деловая газета Dienas Bizness пишет о том, что в Вилянах зарегистрировали новый сорт льна, выведенный в результате 25 лет селекции. Его назвали в честь этого латгальского городка. Агроном Венеранда Страмкале считает, что показавшую урожайность в 7,72 тонны соломки с гектара культуру "надо сеять и выращивать в условиях Латвии в достаточном количестве".

Это первый латвийский сорт льна, выведенный с середины 30-х годов. 80 лет назад эта культура была одной из основных статей национального экспорта, в 1938 году вывезено 11 000 тонн на сумму 16,7 миллиона евро. В советское время выращивались только "союзные" сорта, а после восстановления независимости — лен из Франции, Бельгии и Голландии, который менее приспособлен к нашим условиям.

Появление сорта "Виляны" обещает перспективы отечественным льноводам. Впрочем, отрасль пока не может похвастаться высоким уровнем добавленной стоимости — 90% льна вывозится в необработаннном виде. В свою очередь, на льняное масло работают совсем небольшие площади хозяйств — более всего в Наукшенской волости, около 21 гектара, а в целом по Латвии 300 га.

Торфяная отрасль переживает быстрый рывок

Dienas Bizness сообщает: благоприятные климатические условия позволили в 2018 году добыть в Латвии 1,4 миллиона тонн торфа — наилучший показатель за последнюю четверть века. Ингрида Кригере, глава Ассоциации производителей торфа, отмечает, что в сухие годы — после дождливых — добыча идет лучше. Предприниматель Андис Гредзенс говорит, что "прирост более чем на 40% достигнут не без усилий и риска".

Сушь означала пожароопасность, потому необходимо было постоянное дежурство. Торфодобытчики довольны тем, что правительство Кариньша включило традиционную для Латвии отрасль в свою декларацию. Это произошло впервые, и бизнесмен Ренарс Скудра считает это "позитивным сигналом".

По сути торф является возобновляемым ресурсом: в республике каждый год он прирастает на 1,5 миллиона тонн. "Но почему его исключили из биотоплива и биомассы и почему он поставлен на один уровень с углеводородными энергоресурсами?" — недоумевает предприниматель Улдис Америкс.

"Не знаю ни одной другой отрасли, в которой была бы парадоксальная ситуация — есть большие торфяные ресурсы, есть внешний спрос на торфяные продукты, позволяющий этой отрасли расти. Это создало бы новые рабочие места непосредственно в отрасли и обслуживающих ее сферах, это повысило бы объем выплачиваемых налогов, что важно для выполнения политиками своих предвыборных обещаний. Одновременно будущему отрасли угрожают вопросы в связи с эмиссией углеродного газа и защитой среды"

Тема:
Обзор латышских СМИ (125)
Теги:
учителя, реформа образования, Образование, русские школы, Юрис Розенвалдс, пресса, обзор, СМИ, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik