Культуролог: празднование Дня Победы помогает забыть о хамстве политиков

© Sputnik / Sergey MelkonovАкция "Бессмертный полк" в Риге
Акция Бессмертный полк в Риге - Sputnik Латвия
Подписаться
Культуролог Денис Ханов связывает популярность Дня Победы в Латвии в том числе с тем, что шумное празднование помогает ненадолго забыть о том, как некоторые политики сравнивают русскоязычных с инфекциями или вшами - причем без каких-либо политических последствий

РИГА, 10 мая — Sputnik. Популярность Дня Победы в Латвии связана с тем, что русские по-прежнему чувствуют себя чужими в латвийском обществе, рассказал культуролог, преподаватель университета имени Страдыня Денис Ханов Латвийскому радио 4.

Как уже писал Sputnik Латвия, в праздновании 9 Мая у памятника Освободителям приняли участие более 150 тысяч человек. Шествие "Бессмертного полка" в этом году побило рекорд по численности участников.

По словам Ханова, на важность Дня Победы для национальных меньшинств в Латвии влияет то, что им, по сути, не дали возможности участвовать в политической жизни.

"Не было создано предложение для включения в латвийскую политическую нацию — такой пока что не существует. Есть Latvijas tauta (латвийский народ), но он все больше и больше размывается этническим романтизмом", — размышляет Ханов.

Уйти от реальности

"9 мая — это тот день, когда люди уходят в прошлое", — говорит культуролог.

Это происходит по двум причинам: во-первых, у миллионов людей во время этой жуткой войны погибли родственники. Во-вторых, люди прекрасно понимают, что национально-консервативный политический курс нынешней Латвии ничего не может им предложить.

Посол России Евгений Лукьянов у Памятника Освободителям Риги - Sputnik Латвия
Посол России: мы отмечаем праздник Великой Победы, не войны

В итоге люди бегут от реальности. Девятое мая становится не только днем памяти, но и возможностью забыться.

"(Это) возможность не слышать то, как, например, некоторые политики называют или сравнивают русскоязычное население со всевозможными инфекциями, вошью или еще с чем-то — причем без каких-либо политических последствий для этих политиков", — отмечает культуролог.

Российская политика памяти предлагает этим людям символическое оформление их желаний и страхов. Девятое мая "становится сосудом, в который стекаются всевозможные понятия, ожидания, комплексы и недостатки".

"В нашей стране этот недостаток в том, что русскоязычное население не нашло себя здесь. Ему не помогают себя найти, не помогают обрести ту часть себя, которая была бы связана с латвийским государством, с латвийской историей, с латвийской и латышской культурой и языком", — подчеркивает исследователь.

В результате воссоздаются фрагментированные этнические общины и никто не работает над созданием единого политического пространства — и общего пространства памяти.

"Девятое мая — это симптом болезни нашего общества, разъединения нас по этническому признаку, манипуляций нашим прошлым… Нас всех объединяет то, что Вторая мировая война стала чудовищной трагедией для европейского населения, для всех нас", — считает Ханов.

Проблема разрозненной памяти будет существовать еще долго, потому что ни у кого нет желания создать единое символическое пространство.

Застряли в болоте прошлого

Ханов отметил, что исторические споры отвлекают внимание от обсуждения актуальных проблем, в том числе коррупции и дефицита демократии в современной Латвии.

Недавно исследователи понизили рейтинг латвийской демократии "с открытого до ограниченного".

"И это прошло, по сути дела, незамеченным. Нет протестов, общественных дискуссий. Почему? Потому что мы застряли в болоте прошлого", — подчеркнул исследователь.

Так как латвийское общество не осмыслило и не закрыло для себя страшные главы истории двадцатого века, оно не может двигаться дальше и решать нынешние проблемы, считает культуролог.

"Для меня важно, например, то, что олигархи и коррумпированная политическая элита постепенно сокращает пространство моей свободы", — подчеркнул Денис Ханов.

Празднование Дня Победы в Латвии в сюжете Sputnik Латвия>>

Лента новостей
0