13:18 25 Февраля 2021
Прямой эфир
  • USD1.2146
  • RUB89.4919
Новости Латвии
Получить короткую ссылку
Русские школы: языковой барьер или мост (539)
314

Что делать защитникам нацменьшинств в Латвии после того, как бюрократическая машина перемолола законопроект об устройстве русских школ и выставила Конституцию как щит между государством и проблемами общества

РИГА, 7 мар — Sputnik, Андрей Солопенко. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) признала законопроект, предусматривающий введение автономии школ нацменьшинств не полностью разработанным и отказала в проведении референдума. Что теперь будут делать защитники русских школ.

Партия "Русский союз Латвии" (РСЛ) 22 января передала в ЦИК законопроект "Об устройстве школ национальных меньшинств в Латвии", который на основании закона, действующего во время Первой республики, был призван защищать школы нацменьшинств и позволял обучать детей на родном для них языке.

По нынешнему законодательству ЦИК должен был в течение 45 дней организовать оценку этого законопроекта и проголосовать о его передаче на сбор подписей. Но, опираясь на полученные отрицательные заключения от Бюро омбудсмена, Юридического бюро Сейма, а также министерств юстиции и образования, ЦИК пришел к выводу, что законопроект противоречит нормам Конституции и не может быть вынесен на референдум.

Однако, по мнению заявителей, возражения, по сути, были не юридические, а политические, что прямо говорит о явной ангажированности всех вышеперечисленных инстанций.

В рамках закона

В первые годы с момента образования Латвии было принято несколько документов, в соответствии с которыми, проживающие в стране нацменьшинства могли обучаться в школах на своих языках. Но после восстановления независимости Латвии действие закона об устройстве школ национальных меньшинств не было возобновлено.

Авторы законопроекта о защите русских школ в Латвии считают, что нынешние нормативные документы более не гарантируют существования школ нацменьшинств и использования их языков в учебном процессе, и поэтому необходимо принятие нового закона, обеспечивающего их защиту.

"Латвийская Республика с момента ее основания признавала право людей, принадлежащих к национальным меньшинствам, использовать свой язык в качестве языка обучения в учебных заведениях", — говорится в законопроекте защитников русских школ, который предполагает, что языки преподавания в школах нацменьшинств будет определять совет каждой конкретной школы.

Также документ предлагает создать школы нацменьшинств, потоки или отдельные классы, если собраны подписи определенного количества родителей учащихся. Кроме того, согласно законопроекту, при министерстве образования должен быть создан департамент по делам нацменьшинств, в обязанности которого будет входить работа с нелатышскими учебными заведениями.

Согласно аннотации к законопроекту, он "реализует права человека, закрепленные в статье 114 Конституции Латвийской Республики". Кроме того, документ соответствует и международным обязательствам, поскольку Латвия присоединилась к Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования и Рамочной конвенции о защите нацменьшинств, 14-я статья которой прямо предусматривает обязанность использования языка нацменьшинства в учебном процессе.

Ценности Конституции

В то же время различные учреждения отметили, что законопроект противоречит ценностям, принципам и нормам Конституции. Так, Бюро омбудсмена указало, что он не направлен на продвижение латышского языка, как общего языка для всего общества, о чем говорится в преамбуле к Конституции.

"Латышский язык в преамбуле к Конституции называется основой демократического участия и сплочения общества, под чем понимается, что именно он является объединяющим для людей разного происхождения в Латвии", — сказано в письме омбудсмена.

Похожих взглядов придерживается и министерство юстиции, указавшее, что законопроект противоречит не только преамбуле, но и статье 4 Конституции, по которой единственный государственный язык — латышский. Также министерство указывает, что латышский язык до сих пор находится под угрозой и обязанность Латвии — это обеспечить его эффективное изучение.

Сотрудники Юридического бюро Сейма также отметили, что определенные нормы законопроекта не соответствуют некоторым статьям Конституции Латвии.

По их мнению, статья 9 законопроекта, предусматривающая, что директора департамента должны избрать депутаты Сейма, у которых в личных данных указана национальность иная, чем "латыш", противоречит статье 24 Конституции, где сказано, что Сейм "выносит свои постановления абсолютным большинством голосов присутствующих депутатов". Также эта статья не соответствует статьям 1 и 58 Конституции.

Юристы Сейма считают, что у парламента нет права назначать на руководящие посты в учреждения, которые находятся в подчинении кабмина.

ЦИК заявил, что вышеупомянутых противоречий вполне достаточно для того, чтобы признать законопроект "Об устройстве школ национальных меньшинств в Латвии" не соответствующим Конституции и отказать в его дальнейшем продвижении. Решение членов ЦИК было принято единогласно, однако оно еще может быть обжаловано в суде, чего не исключают активисты Русского союза Латвии, не согласные с действиями ЦИК.

Политический отказ

Ссылка омбудсмена на преамбулу к Конституции совершенно не обоснована, так как она не является правовой нормой. Как считают многие юристы, правовые нормы Конституции — это только ее статьи. Преамбула показывает, каким будет развитие государства, однако она не меняет правовых норм и их интерпретацию. То есть через преамбулу нельзя изменить содержание статей Конституции.

Юрист Александр Кузьмин, являющийся одним из подателей законопроекта, подчеркнул, что аргументы о несоответствии конкретных статей также не выдерживают критики.

"Выбор директора департамента отдельными депутатами Сейма — это совсем не то же самое, что постановление Сейма, так что здесь нет противоречия статье 24 Конституции. Также у нас имеются многие государственные учреждения, например, тот же ЦИК, который не подчиняется кабинету министров, а создан специальным законом", — сказал юрист.

Кроме этого, Кузьмин заметил, что аналогичный закон о школьной автономии действовал в Латвии с 1919 по 1934 год, когда латышский язык тоже был единственным государственным языком, как и сейчас. Поэтому и ссылка на противоречие статье 4 латвийской Конституции не имеет под собой оснований.

"Возражения против нашего законопроекта, по сути, не юридические, а политические", — подчеркнул Кузьмин.

Как заявить о себе

Как считает, европарламентарий Мирослав Митрофанов (Русский союз Латвии), подобные действия не случайны, а являются продолжением линии, направленной на развал демократических институтов, в отношении прав меньшинств.

"Латвия полностью отказалась от диалога в юридической плоскости, запретив сбор подписей под петицией на Manabalss.lv, отклонив петицию о сохранении билингвального образования и не дав дальнейшего хода нашему законопроекту", — отметил он.

У несогласных с такой политикой остался лишь один способ напомнить о своих правах — это принимать участие в различных митингах и шествиях.

"Раз государство не хочет нас слышать, то мы должны заявить о себе", — сказал Митрофанов и призвал всех прийти в ближайшую субботу в 12 часов к французскому посольству на бульвар Райниса.

Тема:
Русские школы: языковой барьер или мост (539)

По теме

ЦИК отказал РСЛ в сборе подписей за автономию русских школ
Теги:
русские школы, Латвия

Главные темы

Орбита Sputnik