Выставка старинных зеркал в Юрмале: игра с отражениями

© Sputnik / Sergey MelkonovВыставка старинных зеркалец в Доме-музее Аспазии
Выставка старинных зеркалец в Доме-музее Аспазии - Sputnik Латвия
Подписаться
В Юрмале, в маленьком, уютном музее Аспазии, открылась выставка ручных зеркал радиодивы Илоны Яхимович. Зеркальная коллекция очаровательной радиоблондинки – настоящий образец милого хобби настоящей леди: изысканно красиво, немного загадочно и в меру таинственно

РИГА, 21 апр — Sputnik, Владимир Дорофеев. Тематическая коллекция – верный признак истинной леди. Разложенные по полочкам экспонаты говорят о пути развития предмета, самой хозяйке, напоминают о путешествиях, в которых приобретены, а некоторые — самые интересные — рассказывают истории прежних владельцев. Ох уж эти истории, овеянные воспоминанием о чужой молодости и ощущением седой старины…

© Sputnik / Sergey MelkonovВыставка старинных зеркалец в Доме-музее Аспазии
Выставка старинных зеркалец в Доме-музее Аспазии - Sputnik Латвия
Выставка старинных зеркалец в Доме-музее Аспазии

Выставленные на обозрение публики зеркала, все, как одно, являлись верными наперсниками прекрасных дам ушедшего века. Маленькие ручные спутники красавиц, сопровождавшие своих прелестных владелец в театр, в гости и общество! С небольшой ручкой, и вовсе без ручки, с затейливыми задниками, которые не стыдно достать при подругах, и, рассматривая себя, поразить завистниц в самое сердце красотой зеркальца-аксессуара! Зеркальце, вмонтированное в веер ("Что вы, что вы, я не любуюсь собой, я просто обмахиваюсь от жары!"), зеркальце с роскошной флорентийской мозаикой, зеркальце, которое можно закрепить на тюбик губной помады, и (о, испанские страсти!!!) узкое зеркальце со стилетом в ручке!

"Самое древнее зеркало моей коллекции – это зеркало-тамбурин эпохи ампир, самый конец 18-го века, – смеется Илона. – Оно бронзовое и с бубенцами, что говорит о веселом нраве хозяйки. Предмет легкомысленно театральный, если не замечать строгое качество огранки стекла и хрустальную прозрачность глубины самого зеркала".

Похожие тимпаны и тамбурины носили с собой вакханки Древней Греции, предаваясь безудержному танцу и веселью. Вот только вместо стекла танец красавиц отражала плоскость ярко отполированной бронзы.

© Sputnik / Sergey MelkonovИлона Яхимович представляет выставку старинных зеркалец в Доме-музее Аспазии
Илона Яхимович представляет выставку старинных зеркалец в Доме-музее Аспазии - Sputnik Латвия
Илона Яхимович представляет выставку старинных зеркалец в Доме-музее Аспазии

Зеркало на миллион

История зеркала не так уж и проста. Есть в ней место и мистике, и науке. И коммерческим тайнам, за разглашениями которых следовали жестокие и тайные убийства, а также героическим подвигам в древности и любовным драмам.

Зеркала защищали (помните Персея, прятавшегося от Медузы Горгоны за зеркальным щитом?), зеркала ослепляли (помните историю Эдипа, увидевшего в своем отражении призрак давно убитого незнакомца, оказавшегося родным отцом?), зеркала приносили кару небес (помните Архимеда, при помощи множества зеркал и множества солнечных зайчиков спалившего римский флот, осуждавший родные ему Сиракузы?).
Одна история мастеров из Мурано чего стоит! Тогда, в 16-м веке, венецианские мастера только-только научились делать зеркала из хрустального стекла и серебра, и изображения смотрящих, наконец, перестали искажаться, и отражались с той верностью, к которой мы привыкли с рождения и которую мы считаем за норму. Но так было не всегда.

Еще в том же 16-м веке у многих богатеев денег хватало только на зеркала из полированного металла. А венецианские зеркала стоили совершенно невероятных денег. Так, небольшое зеркало 115 на 65 см стоило французскому министру финансов Кольберу 68 тысяч ливров, в то время как картина Рафаэля такого же размера стоила 3 тысячи ливров. Килограмм мяса в то время стоил 10 солей, а кило хлеба – 1 соль. В одном ливре было 20 солей. В одном зеркале – денег на миллион и 360 тысяч килограммов хлеба.

Французские аристократы, похваляясь богатством, тратили целые состояния на зеркала. На один из балов французская королева Мария Медичи явилась в платье, усыпанном кусочками зеркал. А ее министр Кольбер предложил нескольким мастерам из Венеции, с острова Мурано, продать секрет производства в обмен на безбедную жизнь в отдаленных французских шато. Через год двое из трех мастеров умерли от яда. Но было поздно – секрет разошелся по миру.

© Sputnik / Sergey MelkonovСеребряные зеркальца в стиле "Ар-нуво"
Серебряные зеркальца в стиле Ар-нуво - Sputnik Латвия
Серебряные зеркальца в стиле "Ар-нуво"

От аристократии к широкой публике

Когда русский император Петр Первый посетил Версаль и увидел роскошь тамошних зеркал, привез и это заморское диво на родину. В народе зеркала считались греховной заразой, отвлекающей от мыслей о душе. Долгое время зеркала в России оставались только в домах дворян, поскольку удовольствие это было недешевое. Помимо того, про них множество страшных историй ходило.

Говорили, что зеркала способны не только отражать, но также прятать и сохранять души. Зазеркалья, описанные Льюисом Кэрролом и Артуром Конан Дойлем, полны мистики, неожиданных прозрений. В старину смотреть в чужое зеркало считалось дурной приметой: можно было подхватить чужое настроение, а если совсем не повезет, то и даже чей-то вздорный характер. В зеркала не давали смотреть тяжело больным, поскольку они слабы перед призрачными силами зазеркалья. После смерти человека зеркала занавешивали темной материей, чтоб отражения прошлого не тревожили ослабленных горем родственников.

Может быть, именно поэтому коллекция Илоны Яхимович больше демонстрирует не хрустальные глубины, отражавшие некогда красавиц былого, а заднюю сторону, изнанку зеркал? И то сказать, изнанка подчас отражает быт и эпоху хозяйки не хуже самого зеркала, надо только внимательнее смотреть.

© Sputnik / Sergey MelkonovВыставка старинных зеркалец в Доме-музее Аспазии
Выставка старинных зеркалец в Доме-музее Аспазии - Sputnik Латвия
1/5
Выставка старинных зеркалец в Доме-музее Аспазии
© Sputnik / Sergey MelkonovИлона Яхимович представляет выставку старинных зеркалец в Доме-музее Аспазии
Илона Яхимович представляет выставку старинных зеркалец в Доме-музее Аспазии - Sputnik Латвия
2/5
Илона Яхимович представляет выставку старинных зеркалец в Доме-музее Аспазии
© Sputnik / Sergey MelkonovЗеркальца для помады
Зеркальца для помады - Sputnik Латвия
3/5
Зеркальца для помады
© Sputnik / Sergey MelkonovЗеркальца с флорентийской мозаикой
Зеркальца с флорентийской мозаикой - Sputnik Латвия
4/5
Зеркальца с флорентийской мозаикой
© Sputnik / Sergey MelkonovВыставка старинных зеркалец в Доме-музее Аспазии
Выставка старинных зеркалец в Доме-музее Аспазии - Sputnik Латвия
5/5
Выставка старинных зеркалец в Доме-музее Аспазии
1/5
Выставка старинных зеркалец в Доме-музее Аспазии
2/5
Илона Яхимович представляет выставку старинных зеркалец в Доме-музее Аспазии
3/5
Зеркальца для помады
4/5
Зеркальца с флорентийской мозаикой
5/5
Выставка старинных зеркалец в Доме-музее Аспазии

Большинство коллекции Илоны принадлежит прекрасной эпохе стиля модерн, когда красота стала финансово доступна многим, и многие люди благодаря своему уму и трудолюбию сумели подняться в обществе и приблизиться к прекрасному. Среди зеркал достаточно дешевые представляют предметы массовой культуры, а достаточно дорогие остаются предметами роскоши, как нельзя лучше отражающими эпоху. Многие изделия ручной работы несут на себе отпечаток не только хозяев, но и своих мастеров, настоящих умельцев своего времени.

Как нельзя лучше эта эпоха соответствует музею Аспазии, поскольку лучший стихотворный классик латышской поэзии очень точно отражает этот период возвышения достойных латышей. В ту пору нельзя было подняться в обществе только потому, что ты латыш, однако принадлежность к национальному меньшинству империи перестала мешать умным и образованным латышам занять подобающее место в обществе. Эти люди создали культуру своего народа и оставили задел на многие годы вперед. Когда вспоминаешь личностей (как латышей, так и русских) той эпохи, прекрасно образованных, сохраняющих достоинство и любовь к народу и в бедности и в богатстве, по-любому задумываешься о нравственных ориентирах и их непростом пути в дне сегодняшнем. Впрочем, в иные отражения лучше не заглядывать подолгу.

Зеркала информационной эпохи

Сегодняшний день губительно равнодушен к маленьким зеркальцам. Иногда они вмонтированы в крышки тюбиков губной помады, а иногда им и вовсе не находится места в дамских сумочках. Прежде в них не было столько ключей и других угловатых предметов, способных разбить зеркальце. А ведь разбитое зеркало – к беде, и многие, избегая дурных примет, не рискуют носить с собой зеркала.

Сегодня роль зеркала выполняет смартфон. При желании это зеркало очень точное, если надо понравившееся изображение можно даже запечатлеть навсегда и разослать друзьям. Можно даже поменяться лицами (а точно не душами?), смотрящими в камеру зеркала цифровой эпохи. И все же… телефон и больше и в то же время меньше, чем зеркальце. Ведь оставшиеся в доме зеркала, даже массового производства, вскоре рискуют стать сначала винтажными украшениями, а потом и вовсе седым антиквариатом, прячущим в мутных глубинах тайны и загадки былых дней.

© Sputnik / Sergey MelkonovДом-музей Аспазии в Юрмале
Дом-музей Аспазии в Юрмале - Sputnik Латвия
Дом-музей Аспазии в Юрмале

Как любой коллекционер, Илона с прилежанием продолжает увеличивать свою коллекцию. И если у вас есть красивое зеркало иной эпохи, особенно если это зеркало с интересной историей – не дайте ему пропасть и погибнуть среди прочего хлама, выброшенного на помойку равнодушными к этим историям потомками. Илона с удовольствием примет зеркало в дар. Написать собирательнице зеркальных тайн можно по адресу ilona.jahimovica@radio.org.lv, или оставить ваше зеркало с историей в музее Аспазии.

Лента новостей
0