02:17 05 Апреля 2020
Прямой эфир
  • USD1.0785
  • RUB82.8075
Новости Балтии
Получить короткую ссылку
492

Рост грузооборота российских портов на Балтике в 2020 году прогнозируется на уровне 4-5%; определенные возможности эксперты связывают и с продолжающейся тенденцией перенаправления в Россию грузопотоков, идущих сейчас через порты Прибалтики

РИГА, 26 фев — Sputnik. Порядка трети грузопотока пяти крупнейших портов Прибалтики – это российский транзит. Это примерно 36 миллионов тонн грузов, часть из которых может быть переведена в российские порты. Какие это грузы, почему они переваливаются в Прибалтике и какие условия нужны для их переориентации на отечественные порты, разбирался РБК.

Сейчас через порты Латвии, Литвы и Эстонии в большей степени идет российский экспорт, нежели импорт. В основном через порты Риги, Вентспилса, Таллина и Клайпеды, а также терминал Бутинге поставляют за рубеж уголь, минеральные удобрения, руду и зерно. Импорт в Россию через эти порты оставляет порядка 10%, главным образом это насыпные грузы и различные товары в контейнерах.

Преимущества российских портов

Эксперты указывают на ряд преимуществ российских портов на Балтике, благодаря которым они могут нарастить грузооборот.

Например, время обработки грузов в портах Санкт-Петербурга и Ленинградской области сопоставимо или меньше, чем в портах Прибалтики, в том числе за счет того, что российские порты обладают более современным оснащением. Также, по информации Гильдии участников ВЭД "Гермес", стоимость перевалки одного контейнера в порту Санкт–Петербург на 30–40 тысяч рублей меньше, чем в портах Риги или Таллина.

Кроме того, для многих грузовладельцев транспортное плечо при перевалке грузов в российских портах короче, чем если везти грузы на экспорт через Прибалтику.

Немаловажным фактором является и то, что значительная часть портовых терминалов принадлежит компаниям-грузовладельцам, что оказывает существенное влияние на стоимость перевалки, которая в конечном итоге может выходить на уровень себестоимости за счет включения ее в конечную стоимость груза.

Препятствия, которые нужно устранить

Переносу грузов из прибалтийских портов в российские препятствует ряд факторов.

В частности, по сравнению с прибалтийскими стивидорами российские компании выставляют более высокие цены на услуги длительного хранения и обработки грузов, некоторые виды услуг в РФ не оказывают вообще, заявил член Гильдии НП "ГПУ ВЭД "ГЕРМЕС" Александр Занин. Кроме того, в РФ более высокие ставки страхования при временном хранении грузов, потому что доверие страховых компаний к российским портам меньше, чем к прибалтийским, европейским по статусу, добавил глава Аналитического бюро "Дорн" Андрей Карпов.

Среди других проблем - недостаточная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры, недостаточный уровень электронного документооборота; медленное документарное, таможенное оформление грузов; отсутствие единого окна для грузоотправителя; отсутствие налаженного взаимодействия с конечным грузополучателем, заявила вице-президент ПАО "Банк "Санкт-Петербург", директор департамента отрасли промышленности, АПК и транспорта Ольга Александрова.

Есть и законодательные ограничения, например импортеры обязаны ввозить товары с уже наклеенными акцизными марками – и не каждый иностранный производитель готов обзаводиться отдельным участком и оборудованием для этого.

"Для крепкого алкоголя это делается, а для вина нет. По этой причине 30 миллионов бутылок алкоголя ежемесячно импортируются через порты Прибалтики, где налажено наклеивание российских акцизных марок. Пока эта законодательная норма сохраняется, перенаправить соответствующие грузы совершенно невозможно", - заявил член правления Гильдии НП "ГПУ ВЭД "ГЕРМЕС", заместитель генерального директора ООО "Восход" Юрий Ковалев.

По теме

Грузы уходили, а мы сидели: в Латвии вместо альтернатив ищут виноватых
"Латвия пакует чемоданы": Зайцева рассказала, как власти убивают транзит
Эксперт о будущем портов Балтии: у Латвии остался один шанс выкрутиться
Министр о латвийском транзите: без РФ молочных рек с кисельными берегами не будет
Теги:
транзит, Балтия, грузоперевозки

Главные темы

Орбита Sputnik