04:38 03 Апреля 2020
Прямой эфир
  • USD1.0906
  • RUB85.8405
Новости Балтии
Получить короткую ссылку
Rail Baltica (91)
3547

Все три страны Балтии уверены в важности упоминания проекта Rail Baltica в бюджете ЕС; это единственное, с чем они согласны по поводу проекта

РИГА, 21 фев — Sputnik. Страны Балтии пытаются добиться того, чтобы проект Rail Baltica был включен в проект семилетнего бюджета ЕС, но Брюссель угрожает "отрубить" финансирование, если Латвия, Литва и Эстония кардинально не изменят методы управления своим крупнейшим инфраструктурным проектом, пишет Politico.

"Очевидно, что действующая модель не работает", - сообщил балтийским министрам 4 декабря 2019 года генеральный директор Еврокомиссии по мобильности и транспорту Хенрик Хололей, бывший министр экономики Эстонии. Он предупредил, что в ближайшие семь лет финансирование проекта будет "прямо зависеть" от изменений в управлении проектов.

Скоростная грузовая и пассажирская линия Rail Baltica объединит Эстонию, Латвию и Литву с Евросоюзом. Для стран Балтии это не только экономический, но и важный политический проект. Однако из-за постоянных ссор проект простаивает годами.

"Дороги назад нет - Rail Baltica жизненно важна для всех нас", - говорит премьер-министр Эстонии Юри Ратас.

По его словам, он успешно пролоббировал в Евросовете включение Rail Baltica в проект семилетнего бюджета, и балтийская железная дорога стала единственным транспортным проектом, прямо упомянутым в бюджете.

"Для нас очень важно, чтобы ЕС продолжил финансировать проект в течение следующих семи лет, - говорит Ратас. - Это один из наших главных приоритетов в переговорах".

В своем письме Хололей изложил условия, на которых ЕС продолжит финансировать Rail Baltica. Необходимо к марту создать новую структуру, которая интегрирует в себя компанию RB Rail и национальные агентства, ответственные за проект, а к июлю эта схема должна заработать.

Чтобы предотвратить кризис, главы трех стран встретились в Таллине 7 февраля, но договорились только начать обсуждение альтернативных способов управления проектом.

В текущем семилетнем бюджете ЕС выделил Rail Baltica 1,4 млрд евро. Это один из приоритетных транспортных проектов ЕС, и Брюссель финансирует до 85% его стоимости.

Проблема в том, что постоянные свары между тремя странами Балтии и бесконечные скандальные смены правления RB Rail мешают развитию проекта.

Перед увольнением последнего главы правления RB Rail в ноябре правление опубликовало открытое письмо, в котором предупредило о "неэффективном управлении, конфликте интересов и беспечном отношении с фондами ЕС и государственными средствами". Аудит также показал, что проект рискует нарушить график и выйти из бюджета. Брюссель теряет терпение.

"Конец мая - ключевая дата для ответа на вопрос об интегрированном управлении фазой строительства, - говорит бывший евродепутат и бывший мэр Страсбурга Катрин Траутманн, ответственная за продвижение Rail Baltica. - Не будет решения - не будет денег".

Железная дорога, идущая через Таллин, Ригу и Каунас к польской границе, планировалась с 1990-х годов. Она объединит страны Балтии со стандартной европейской колеей, что позволит ускорить транзит между балтийскими столицами и Варшавой. Ожидается, что по Rail Baltica будут ходить восемь поездов в день со скоростью до 240 км/ч, что позволит сократить скорость транзита в Центральную Европу. Ходят разговоры даже о тоннеле между Эстонией и Финляндией.

"Rail Baltica - не только инфраструктурный проект, это геополитический стратегический проект", - говорит министр сообщения Латвии Талис Линкайтс.

В 2017 году правительства стран Балтии наконец-то подписали межправительственное соглашение, в котором утверждалось, что поезда пойдут по Rail Baltica в 2026 году. В прошлом году в Эстонии началось строительство. Однако проблемы не прекращались.

"Это самый грустный пример бесхозяйственности в истории государственного управления, - заявила бывшая глава правления RB Rail Байба Рубеса на пресс-конференции в сентябре 2018 года, посвященной ее отставке. - Как три страны могут быть настолько близоруки, чтобы играть в покер с региональным проектом, который будет выгоден всем".

Сменивший ее гражданин Финляндии Тимо Рийхимяки ушел в отставку в ноябре прошлого года, предварительно честно изложив все проблемы проекта высшим лицам ЕС, в числе которых был и Хололей. С тех пор нового главу правления так и не назначили. Предполагается, что его поиски затянутся до сентября.

Между тремя странами Балтии существуют глубокие разногласия о том, как должен развиваться проект: Литва категорически возражает против ключевого условия финансирования - передачи контроля над строительством RB Rail. Эстония и Латвия с этим не согласны.

"Нас беспокоит, что этот транспортный эксперимент проходит в непосредственном соседстве с Кремлем, - говорит председатель правления Литовских железных дорог Ромас Шведас. - Необходимо обеспечить национальную безопасность".

Литва настаивает на военном использовании Rail Baltica, а также на том, чтобы в Каунасе появился военный транспортный центр, который обеспечит линию снабжения через узкий Сувалкский коридор.

"Мы готовы на все, чтобы построить железную дорогу к 2026 году, - говорит заместитель министра транспорта Литвы Гитис Мажейка. - Мы не сопротивляемся, мы сотрудничаем".

Но отказ от контроля над стратегической инфраструктурой - "красная линия" для Вильнюса.

Как бы там ни было, создание единой трансграничной структуры для управления международным проектом будет первым случаем в Европе, и многие считают, что в Западной Европе такого бы не потерпели.

"Еврокомиссия указывает нам не только что строить, но и как строить, - говорит пожелавший остаться неизвестным балтийский чиновник. - Вы можете себе представить такую ситуацию применительно к проекту, который затрагивает Францию и Германию или Францию и Испанию?"

 

Тема:
Rail Baltica (91)

По теме

Rail Baltica: запуск любимого проекта Евросоюза и НАТО откладывается
Рига "попала под поезд": что будет с городом после строительства Rail Baltica
И это только в Риге: для строительства Rail Baltica нужно вложить до 350 миллионов евро
"Мистика высшей марки": как Rail Baltica оказалась никому не нужна
Теги:
Талис Линкайтс, Юри Ратас, Эстония, Литва, Латвия, Rail Baltica, RB Rail

Главные темы

Орбита Sputnik