Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Беларусь готова загрузить порты Прибалтики: НПЗ выбирают замену российской нефти

© Sputnik / Sergey MelkonovНефтеналивные терминалы в Вентспилсском свободном порту
Нефтеналивные терминалы в Вентспилсском свободном порту - Sputnik Латвия
Подписаться
Беларусь рассматривает возможность поставки сырья на свои НПЗ из стран СНГ, Ближнего Востока и Африки через порты Украины и стран Балтии, сообщили в концерне "Белнефтехим"

РИГА, 29 окт — Sputnik. Очередной этап налогового маневра в России – один из основных рисков конкурентоспособности белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). По мере сближения российских цен на нефть с мировыми для Беларуси будет возрастать привлекательность альтернативных поставок – через порты Украины и стран Прибалтики, заявила зампредседателя концерна "Белнефтехим" Светлана Гурина в интервью изданию "Беларусь сегодня".

"Нефть для наших заводов дорожает далеко не с этого года: в 2015—2018-м годах белорусские НПЗ работали в условиях предыдущего этапа налогового маневра. Так, если в 2014-м нефть для производителей стоила около 50% от мировой цены, то сегодня уже близка к 80%. Потери от налогового маневра для белорусской экономики за девять месяцев этого года уже составили около 250 миллионов долларов", - сказала Гурина.

Нефтеналивные терминалы в Вентспилсском свободном порту - Sputnik Латвия
Беларусь одной рукой дает, другой отбирает: латвийский транзит обманулся

Она отметила, что в следующем году пройдет очередной этап налогового маневра, прогноз рассчитывается при котировке 60 долларов за один баррель нефти.

"Если эта цифра не изменится, цена нефти для белорусских НПЗ вырастет еще на 17,7 доллара за тонну. Это один из основных рисков для сохранения конкурентоспособности наших производителей", - добавила она.

В этой ситуации Беларусь прорабатывает альтернативные каналы поставок сырья на нефтеперерабатывающие заводы.

"Рассматриваем возможность поставки сырья из стран СНГ, Ближнего Востока, Африки до наших НПЗ как через украинские порты, так и через порты Прибалтики", - сказала Гурина.

По ее словам, белорусским нефтепереработчикам понятны транспортные коридоры, но альтернативные поставки будут осуществляться только в случае их экономической целесообразности.

Нефтеналивные терминалы в Вентспилсском свободном порту - Sputnik Латвия
Беларусь хочет купить терминалы в портах Прибалтики для импорта нефти

Она подчеркнула, что по мере осуществления налогового маневра и сближения цены на российскую нефть с мировой ценой привлекательность альтернативных поставок будет возрастать.

Ранее президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что республика прорабатывает альтернативы поставкам нефти из России: по нефтепроводу Одесса – Броды, по реверсу из Гданьска и через порты Латвии и Литвы.

В России в 2019—2024 годах будет реализован так называемый налоговый маневр в нефтяной сфере, предусматривающий постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки налога на ее добычу. Из-за этого цена на российскую нефть для Беларуси, как ожидается, вырастет. Минск оценивал свои потери в совокупности за шесть лет в сумму до 11 миллиардов долларов, а потери в 2019 году — примерно в 300 миллионов долларов.

Президент Александр Лукашенко обсуждал этот вопрос в ходе декабрьских визитов в Москву с главой РФ Владимиром Путиным. Белорусская сторона настаивает на компенсациях, однако окончательного решения вопроса пока не найдено.

На этом фоне Александр Лукашенко 10 января поручил кабмину начать поставки нефти в страну через порты стран Балтии, заявив, что те взамен могли бы дешевле получать выработанные из нее нефтепродукты.

Эксперты считают, что заявления Минска об альтернативных поставках нефти через прибалтийские порты — попытка повысить свою цену в переговорных позициях с Москвой по вопросу компенсаций убытков. Если бы импорт нефти из третьих стран через прибалтийские порты был выгодным с экономической точки зрения, подобная схема давно бы работала, считает Константин Симонов.

Симонов пояснил, что налоговый маневр действительно создает неблагоприятные предпосылки для наполнения белорусского бюджета. Он предполагает замену экспортной пошлины на рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — все налоги будут выплачиваться производителем нефти, не экспортерами. В результате Беларусь к 2024 году, когда налоговый маневр окончательно завершится, будет получать нефть по ценам, близким к мировым. Однако до завершения маневра нефти по цене, выгоднее, чем предлагает РФ, Беларуси все равно не найти, уверен эксперт.

По его мнению, только когда налоговый маневр завершится, ситуация сможет развиваться более конкурентно, и теоретически Беларусь сможет покупать на Балтике норвежскую нефть. Но пока рассуждать об этом предметно рано, никто не представляет, какова будет картина европейского потребления бензина и дизеля в 2025 году, отметил Симонов.

Лента новостей
0