Эксперты предупредили Литву, что выкупать СПГ-терминал рискованно

© ShareAmericaГазовоз "Independence" и танкер "LNG"
Газовоз Independence и танкер LNG - Sputnik Латвия
Подписаться
Экономическая выгода от выкупа судна Independence не больше чем, если Литва продолжила бы его арендовать, но первый вариант дает Литве больше гибкости, говорится в исследовании консалтинговой компании Poyry Management Consulting

РИГА, 11 апр — Sputnik. Международные эксперты рекомендуют Литве выкупить у норвежской Hoegh LNG судно-хранилище Клайпедского терминала сжиженного природного газа (СПГ) Independence после 2024 года, когда завершится срок договора аренды, хотя в этом есть определенные экономические риски, сообщает Baltic Course.

Анализ затрат и возможной выгоды по вопросу обеспечения долгосрочных поставок СПГ в Литву проводили эксперты международной консалтинговой компании Poyry Management Consulting по заказу оператора терминала СПГ — компании Klaipedos nafta.

"Выкуп судна-хранилища СПГ представляет определенные риски, а именно: чистая экономическая выгода не превышает той, которая была бы получена при аренде судна. Все же, по нашему мнению, выкуп судна-хранилища предоставляет Литве больше гибкости в реагировании на неожиданные обстоятельства, например на сокращение спроса на газ, ведь судно, при необходимости может быть продано", — говорится в отчете Poyry.

Терминал СПГ Independence в Клайпеде (Литва), 24 октября 2014 г. - Sputnik Латвия
Литва пока не знает, что делать дальше со своим СПГ-терминалом

Долгосрочный договор аренды судна-хранилища, по мнению специалистов, является "негибким решением".

Также в исследовании говорится, что аренда меньшего судна или его выкуп, скорее всего, не помогут сократить расходы на содержание и в логистическом смысле были бы худшим решением, нежели приобретение судна вместимостью 170 тысяч кубометров (как у Independence).

"Возможность получать СПГ несет множество преимуществ, особенно в свете диверсификации источников поставок, которая будет особо важна для обеспечения надлежащей работы оптового рынка в Литве", — говорится в отчете Poyry.

За аренду судна-газохранилища контролируемое государством предприятие Klaipedos nafta платит ежегодно примерно по 60 миллионов евро. Чтобы иметь возможность претендовать на финансовую помощь ЕС для выкупа судна-газохранилища у норвежского предприятия Hoegh LNG, Литва пыталась добиться признания клайпедского терминала Independence региональным. Однако договориться с двумя другими странами Балтии по этому вопросу не удалось.

Трубы для строительства газопровода Северный поток-2 - Sputnik Латвия
В Европе не знают потребителей, которые променяют газ из России на СПГ

После этого Литва предложила Латвии и Эстонии заключить соглашение, охватывающее объекты во всех трех странах — плавучий терминал СПГ в Клайпеде, будущий эстонский терминал для перевалки сжиженного газа и газохранилище в Инчукалнсе, — и совместно добиваться финансирования от Евросоюза.

Однако в конце лета 2017 года правительство Латвии решило запросить дополнительные данные по соглашению, что в Литве расценили как негативную реакцию и затягивание процесса. Советник премьера Литвы по внешней политике Дейвидас Матуленис после этого заявил, что Литва попробует договориться только с Эстонией по соглашению об общем рынке СПГ. Однако эстонский премьер Юри Ратас еще в июне заявлял, что арендованный Литвой для порта Клайпеда плавучий терминал — это "быстрое решение", которое было принято для диверсификации поставок газа, и напомнил, что согласно заказанному Еврокомиссией исследованию наилучшим местом расположения регионального терминала СПГ является побережье Финского залива. Финляндия отказалась от его строительства, поэтому альтернативой являются эстонские Мууга или Палдиски.

В итоге ни Латвия, ни Литва, ни Эстония не получили денег от Евросоюза на проекты, связанные с инфраструктурой СПГ, и все бремя по содержанию терминала лежит на Литве. Все потребители газа в 2017 году заплатили около 88,5 миллиона евро налога на содержание терминала.

Литва ищет способы сокращения расходов на содержание терминала СПГ на фоне сокращения потребления газа в стране и роста груза по содержанию терминала, особенно это касается крупнейших потребителей, таких, например, как завод удобрений Achema.

Ранее Sputnik Латвия сообщал, что с целью минимизации затрат на содержание терминала Литва даже продает часть объемов СПГ не литовским или латвийским потребителям, а Великобритании, пользуясь скачками цен на рынке.

Лента новостей
0