Безумный рекорд Латвии: цена на 95-й бензин поднялась почти до двух евро за литр

© Unsplash / Maarten van den HeuvelАвтозаправочная станция
Автозаправочная станция - Sputnik Латвия, 1920, 20.03.2022
Подписаться
Подорожание топлива влечет за собой повышение цен на коммунальные услуги, на продукты питания и так далее - по цепочке. Можно ли исправить ситуацию?
РИГА, 20 мар — Sputnik, Евгений Лешковский. В Латвии литр 95-го бензина теперь стоит 2 евро и прогнозируют еще больший рост цены: возможно, до 2,5. А ведь именно из-за подорожания топлива поднимаются цены в стране абсолютно на все – на любые товары и на продукты питания в том числе, на коммунальные услуги, и на все прочее – по цепочке. В магазинах, когда клиенты, например, в СМИ жалуются на дороговизну продуктов, кивают на рост цен на топливо: мол, все ведь объективно – и не поспоришь.
И только массовая акция бойкота заправочных монополистов может, скорее всего, сбить цену на 95-й бензин, которая теперь чуть ли не в течение дня колеблется от 1, 85 до 2 евро за литр
Автомобили стоят в очереди на АЗС в Киеве - Sputnik Латвия, 1920, 16.03.2022
Цены на бензин в Латвии бьют рекорды: новые факторы еще добавят роста
Хотя у соседей цены на 95-й бензин совершенно другие. В Литве – 1, 73, В Эстонии – 1,7. А, например, в России и вовсе – менее 50 центов. Латвийцы не знают, что и предполагать: почему вдруг в их стране такая цена на топливо, которая растет чуть ли не ежедневно? Кто-то это связывает с очередным решением политиков – поднять акциз, поскольку иначе не складывается бюджет.
Другие рост цены на топливо связывают с событиями на Украине и все большим ухудшением отношений между Европой и Россией. Третьи говорят проще: владельцы заправок в Латвии совсем стыд потеряли на фоне массовой истерии и все более глубокого экономического кризиса они стремятся к сверхприбыли, выжимая из населения последние деньги.
Ведь сейчас владельцы больших и мощных машин стонут: на день, чтобы по делам ездить по Риге, приходится тратить на топливо чуть ли не 100 евро. А если кому-то надо приезжать в столицу из соседних городов, тогда на топливо приходится тратить совершенно бешеные суммы, в итоге, предпочтительнее сидеть дома и даже близко к своей машине на подходить.
О том, что же творится в стране, и можно ли как-то изменить ситуацию, с корреспондентом Sputnik Латвия побеседовал лидер известной и громкой общественной организации "Фронт народной власти" Валентин Еремеев, которому спецслужбы страны давно пытаются заткнуть рот, но – безуспешно.

Только бойкот заправочных монополистов может сбить цену на бензин

Несколько лет назад цены на топливо тоже начали вдруг расти. Тогда организация Еремеева объявила акцию бойкота крупнейшей заправочной сети Латвии Cirkl K (многим известная по старому названию - Statoil ), в результате чего та лишилась почти 26 000 постоянных клиентов, и раздутые цены на топливо вынуждена была быстро спустить, да еще и бесплатно давать хот-доги, а также дешевле продавать популярный кофе из аппаратов.
Канистры с бензином - Sputnik Латвия, 1920, 15.03.2022
Бензин по 2 евро, еще и машину могут отобрать: власти Латвии упрекнули в удушении жителей
Теперь "Фронт народной власти" снова готов был бы объявить о бойкоте Cirkl K, которая без каких-либо внешних и внутренних факторов, а просто ради большей прибыли подняла цены на бензин. Ни цены на нефть на мировых биржах, ни ситуация на Украине, ни санкции в отношении России, ни желание местных политиков поднять акциз на бензин и дизель никак не влияют на то, что в Латвии вдруг начали резко расти цены на все виды топлива, единственная причина: полная потеря совести владельцев сетей заправочных станций Латвии, которые попросту сговорились поднимать цены на топливо – как Cirkl K c Neste, так и местная Virsi.
По мнению Валентина Еремеева: тут мы имеем дело с прямым сговором торговцев топливом, чего будто бы не видят ни антимонопольная служба Латвии, ни Совет по конкуренции, ни политики, связанные со всеми. И повлиять на ситуацию могут только мощные акции протеста.
Фронт народной власти готов был бы начать новую акцию бойкота. Правда, организация и ее очень популярные страницы в социальных сетях очень сильно пострадали из-за вмешательства спецслужб. В итоге голос активистов сейчас не столь громок, как раньше, и не удается привлечь к бойкоту многие тысячи латвийцев. И тем не менее, изменить ситуацию реально.
"Да, сейчас на мировых топливных рынках – ажиотаж и хаос, но это вряд ли можно связывать с диким ростом цены на 95-й бензин и на дизель в Латвии, - считает Валентин Еремеев. – В Латвии нервы у людей расшатаны после вымышленной пандемии и из-за событий на Украине. В результате, тут теперь кругом хаос. И вот на фоне этого заправочные станции решили поднимать цены на топливо: а что, "пипл хавает" и никак не протестует. Вот вам и цена под 2 евро, которая, если ничего не предпринимать, будет и дальше расти. У нас в Латвии три сети заправочных станций - Cirkl K, Neste и местная Virsi, которые и определяют весь рынок. А Cirkl K с Neste так и вовсе – это 70% топливного рынка Латвии, где Cirkl K имеет право так называемой "сигнальной цены" на бензин, и плевать они хотели на все там Советы по конкуренции с антимонопольной службой. Тут впору вспомнить старый анекдот: главная задача прокуратуры, расследуя большое дело о коррупции, не выйти на саму себя".
Очередь на заправочной станции Shell после объявления о повышении цен на топливо в Рио-де-Жанейро, Бразилия - Sputnik Латвия, 1920, 14.03.2022
Фото
По всему миру автолюбители выстраиваются в многокилометровые очереди за бензином
Еремеев отмечает, что в данном "бензиновом деле" потребитель сам виноват, что цена растет, поскольку никак не протестует, а молча платит, сколько монополисты потребуют.
Активист вспоминает, что несколько лет назад цены на бензин на заправках монополистов тоже росли каждый день, правда, все было около 1,3 евро. Тогда "Фронт народной власти" тогда объявил акцию бойкота – не заправляться на Cirkl K, что привело к тому, что компания лишилась 26 000 постоянных клиентов – с карточками Cirkl K.
Это было очень серьезно, говорит Еремеев, и убытки у компании вышли огромные. Тогда компания первым делом остановила у себя рост цен, потом добавила всяких приятных бонусов для обладателей карточки постоянного клиента, вроде бесплатного хот-дога и кофе со скидкой. В результате, часть постоянных клиентов на Cirkl K вернулась, а другие продолжали заправляться на других станциях. И все равно сеть заправок держит 5% скидки на бензин для обладателей карточки постоянного клиента. .
В Латвии люди из-за всего творящегося в республике теперь просто забыли золотое правило "потребитель управляет рынком", подчеркивает Еремеев.
"И вот сейчас, в 2022 году, я убежден: монополисты топливного рынка Латвии побоялись, что мы снова объявим громкую акцию, на которую мы уже намекаем, и в итоге начали постепенно снижать цену с 2 евро хотя бы до 1,85. Однако цена все равно колеблется от 1,85 до 2 евро буквально в течение дня. Кстати, 5000 постоянных клиентов Cirkl K отозвались на наш сейчас не очень громкий "пробный призыв" к бойкоту, и уже эта цифра для Cirkl K серьезная, поскольку это постоянные клиенты", - говорит активист.
Автовладелец заправляет машину на одной из автозаправочных станций - Sputnik Латвия, 1920, 31.01.2022
Бензин в России стал одним из самых дешевых в Европе
По его словам, сегодня объективная цена за литр бензина могла бы составлять в Латвии 1,2 евро даже с учетом нестабильности на мировых нефтяных рынках и прочих глобальных факторов.
Если же мы касаемся вопроса поднятия акциза на топливо, то в этом заинтересованы как политики из министерства финансов, так и заправочные монополисты, которые, на самом деле, крепко повязаны.
"Ранее, когда уже повышали акциз на топливо, выигрывали и политики, и владельцы заправочных станций, которые тут же взвинчивали цены, ссылаясь на страшные решения политиков о повышении акциза", - убежден Валентин Еремеев.
Лента новостей
0