Коммерческие рейсы по Латвии нерентабельны - перевозчики уходят с маршрутов

© Pixabay / REDioACTIVEОбщественный транспорт
Общественный транспорт - Sputnik Латвия, 1920, 09.02.2022
Подписаться
Перевозчики не обращаются за разрешениями на организацию коммерческих рейсов, в условиях пандемии это совсем невыгодно
РИГА, 9 фев — Sputnik. Сейчас самое подходящее время, чтобы открыть внутренний рынок пассажирских перевозок в Латвии для конкуренции и позволить работу коммерческих перевозчиков, отказавшись от субсидирования. С таким обращением выступила компания Lux Express, которая проявляет особый интерес к маршрутам Рига - Лиепая и Рига - Вентспилс. Создается впечатление, что власти Латвии просто не хотят открывать рынок, но это не так - интерес коммерческих перевозчиков низкий, пишет газета Diena.
На сегодняшний момент единственным перевозчиком, проявившим интерес к организации рейсов на маршрутах Рига - Даугавпилс и Рига - Саласпилс, является все тот же Lux Express. Перевозчики могут получить разрешения на осуществление коммерческих рейсов на маршрутах Рига - Олайне, Рига - Слока, Рига - Яункемери, Рига - Елгава, Рига - Сигулда и Рига - Огре, однако ни одной заявки до сих пор не получено. Кроме того, в октябре 2021 года перевозчик Nordeka начал осуществлять коммерческие рейсы по маршруту Рига - Олайне, но в ноябре прекратил из-за нерентабельности.
Автобус в Даугавпилсе - Sputnik Латвия, 1920, 29.10.2021
Рейсы в Юрмалу продолжат дотировать: частники не стали связываться с клиентами санатория
Как сообщил глава Автотранспортной дирекции Кристиан Годиньш, с Lux Express были переговоры о запуске коммерческих рейсов на маршруте Рига - Лиепая, но есть одна непреодолимая проблема - компания предлагает четыре рейса в день, а сейчас выполняется 17 субсидируемых рейсов. Если количество рейсов сократить, это создаст большие неудобства для пассажиров, а услуга станет значительно менее доступной. По закону на маршрутах, где начались коммерческие перевозки пассажиров, субсидируемых рейсов быть не должно во избежание нарушения конкуренции.
Установить в договоре с перевозчиком минимальное число рейсов, которое он будет обязан осуществлять, тоже было бы неправильно, указывает Годиньш. По его мнению, в случае прихода на этот маршрут нескольких конкурентов такой пункт договора мог бы быть обременительным. В то же время он признает, что, если бы, например, Lux Express был готов обеспечить 15 рейсов на маршруте Рига - Лиепая, ситуация была бы иная. Ситуацию осложняет то, что на этом маршруте у пассажиров нет альтернативы в виде железной дороги, как, например, на направлении Даугавпилс - Рига.
Посадка пассажиров в автобус фирмы Lux Express на автостанции Таллинна - Sputnik Латвия, 1920, 11.10.2021
Lux Express начинает обслуживать маршрут Рига - Екабпилс - Даугавпилс
Член правления Lux Express Ингмар Росс, комментируя количество предложенных рейсов, заявил, что в компании не претендуют на монопольное положение на этом или каких-либо других маршрутах в Латвии. Он уверен, что здоровая конкуренция обеспечивает лучшие цены и более высокое качество услуг. "Поэтому мы приветствуем такое решение, при котором разумное количество операторов автобусов может оказывать свои услуги по маршруту Рига - Лиепая (как и на любом другом маршруте) и в целом обеспечить достаточное количество рейсов для удовлетворения спроса пассажиров", - сказал он.
С этим не поспоришь, проблема только в том, что никакой другой перевозчик не подал заявку на осуществление рейсов из Лиепаи в Ригу. Это подтверждает и член правления перевозчика Nordeka Эдвардс Валдманис, который подчеркивает, что по крайней мере сейчас, пока существуют ограничения из-за COVID-19, предприятие ни на одном маршруте не готово начать коммерческие рейсы.
Ингмар Росс сообщил, что в ходе встречи с представителями Автотранспортной дирекцией обсуждался вопрос о том, чтобы отдать на маршруте Рига - Лиепая часть рейсов коммерческим перевозчикам - те, на которые есть самый большой спрос, а на остальных оставить субсидируемые государством рейсы автобусов. А с течением времени возможно будет осуществить полный переход маршрута на коммерческую основу. "Здесь, конечно, возникает вопрос, насколько это выгодно для государства, которое должно обеспечить рейсы, на которые спрос низкий, а более рентабельные отдать коммерческим операторам", - сказал он.
Следует отметить, что Латвия является единственной страной Балтии, где рынок внутренних перевозок на 99% состоит из субсидируемых перевозок. Годиньш объясняет это как отсутствием политической воли внести изменения, так и сопротивлением самой отрасли - перевозчикам намного выгоднее работать на субсидируемых рейсах, где убытки компенсируются, чем переходить на коммерческие рейсы, что неизбежно означает и принятие финансовых рисков.
Лента новостей
0