Догнать Японию! Готова ли Латвия к скоростным поездам?

© Sputnik / Александр КондратюкЖелезнодорожный состав вагонов-цистерн на путях сортировочной системы станции Челябинск-Главный
Железнодорожный состав вагонов-цистерн на путях сортировочной системы станции Челябинск-Главный - Sputnik Латвия, 1920, 04.02.2022
Подписаться
Латвийская железная дорога собралась приступить к реконструкции железнодорожной сети, чтобы поезда могли ездить со скоростью до 160 км/ч
РИГА, 4 фев — Sputnik. Модернизировать "чугунку" давно пора, тут даже можно не спорить. Однако известие, что поезд будет теперь летать аки стриж до скорости 160 км/ч, немножко смутило. Представьте себе состав, преодолевающий за одну секунду 44 метра, пишет BВ.lv со ссылкой на газету "Сегодня".
Эстонский дизельный поезд швейцарской компании Stadler курсирующий между Валгой и Таллином - Sputnik Латвия, 1920, 03.02.2022
Латвия согласна запустить поезд Рига - Тарту. Эстонское министерство против
"Летать" они технически, наверное, смогут. Но во многих местах железная дорога давно стала элементом повседневного пейзажа с большим количеством протоптанных через рельсы тропинок, где жители пересекали мешавшие им прямо ходить рельсы еще со времен царя Гороха.
И сейчас вопрос не в том, что раньше появилось — рельсы или окрестные улицы, а в том, что сейчас ни прилегающая к железной дороге общественная инфраструктура, ни общественное мнение не готовы к тому, что через район со свистом будет нестись поезд на скорости 160 км/ч.
Хотя поездов для таких скоростей в Латвии вообще пока не существует, раз об этом идет речь, то появиться они могут. И вопросов оказывается сразу много.

Полустанки

Находиться на обычной платформе, ширина которой порядка трех метров, мимо которой без остановки проносится состав, весьма небезопасно. Аэродинамическое давление вокруг поезда, идущего со скоростью 160 км/ч, сильно увеличивается. Известны случаи, когда на перронах от пролетающего мимо поезда сдувало даже детские коляски.
Практически на всех станциях в стране переходы между платформами на одном уровне с рельсами. Придется соотносить скорость переходящей рельсы бабушки и скорость экспрессов, которые руководство железной дороги мечтает запустить по всей Латвии. На самих станциях этот переход даже перегородить забором не получится.

Города

Чтобы ездить со скоростью 160 км/ч (44 м/с) через населенные пункты, требуется огородить пути ото всех тропинок, перелазов и прочих мест пересечения, которые уже веками используют жители, дабы попасть из одного района в другой.
Общественный транспорт в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 02.09.2021
Рижане пересядут на поезда: водородные троллейбусы себя не оправдали
Латвийская железная дорога планирует лишь в Риге и ее окрестностях установить 20 километров заборов.
Но при этом не надо забывать, что жители у нас — мастера на все руки, не только дыры в заборах подручными средствами делать обучены, но даже перелазы со ступеньками через Юрмальское шоссе соорудили.
Так что если до ближайшего официального пересечения железной дороги от давно протоптанной народной тропы идти окажется далеко и неудобно, то, несмотря на любые заборы, латвийцы найдут в них (или проделают) дыру… Наверное, это основная проблема введения скоростного движения.
И еще нельзя сбрасывать со счетов привычки автоводителей, которым, особенно в провинции, не нравится подолгу стоять перед закрытым переездом. Хотя железная дорога и анонсировала, что установит светофоры также и с левой стороны дорог, чтобы водителям лучше видно было.
По статистике предыдущих лет, в год фиксировалось около 60 столкновений поездов с автомобилями и порядка 30 происшествий с пешеходами. Поэтому важно, чтобы повышение скоростей на железной дороге не оказало негативного влияния на безопасность движения. С учетом всех особенностей менталитета и привычек жителей Латвии.

Рекорды

Заявленная на днях руководством Латвийской железной дороги скорость 160 км/ч впервые была достигнута и превышена аж 118 лет тому назад. Опытный паровоз немецкой компании Siemens & Halske 23 октября 1903 года разогнался до 206,7 км/ч.
Рекламный флаг Rail Baltica - Sputnik Латвия, 1920, 13.01.2022
Зачем Латвии Rail Baltica: для народа или для галочки?
Латвийским железнодорожникам потребовалось более века, чтобы только задуматься о подобных скоростях. Что касается современных рекордов, то он принадлежит японскому поезду серии L0 на магнитной подушке, который 21 апреля 2015 года установил рекорд скорости — 603 км/ч. Из обычных поездов рекордсменом является французский TGV, разогнавшийся в 2007 году до скорости 574,8 км/ч. Возможно, лет через сто о таких скоростях задумаются и в странах Балтии.
Лента новостей
0