На латышском и никакой собственной методики. Как убивают частное образование в Латвии

© Sputnik / Алексей Стефанов Ольга Исакова
Ольга Исакова  - Sputnik Латвия, 1920, 12.01.2022
Подписаться
Руководитель рижской частной гимназии "Максима" Ольга Исакова в эксклюзивном интервью Sputnik Латвия рассказала, как государство мешает работе частных учебных заведений
РИГА, 12 янв — Sputnik, Алексей Стефанов. Кажется, что с языковой реформой в Латвии – переводом общеобразовательных школ на латышский язык обучения – столкнулись только государственные учебные заведения. Однако от уничтожения русского образования в Латвии пострадали и частные школы.
Создатель и руководитель русской частной гимназии "Максима" Ольга Исакова в разговоре с корреспондентом Sputnik старалась быть сдержанной, поскольку отвечает не только за себя, но и за свое учебное заведение, однако признала, что государство настолько сильно вмешалось в частное образование, что становится непонятным, за что родители должны платить деньги.
© Sputnik / Алексей Стефанов Ольга Исакова
Ольга Исакова  - Sputnik Латвия, 1920, 12.01.2022
Ольга Исакова

Первые признаки дискриминации

Частная гимназия "Максима" была создана Ольгой Исаковой почти 29 лет назад – в 1993 году. Сама она начинала карьеру в школе, продолжала в Латвийском университете, защитила кандидатскую диссертацию. Развал Советского Союза застал Исакову врасплох, все вокруг рушилось, обострились межнациональные отношения. Но как ни странно, именно 90-е годы она считает самыми лучшими в своей жизни, поскольку именно тогда решилась создать собственную школу, набрала команду профессионалов и получила возможность творить и преподавать по собственной программе.
"Мы сразу стали инклюзивной школой, принимали детей с любыми особенностями. Не только потому, что родители могли платить, а потому что была интуиция – эта школа должна быть открытой. Дети есть дети, ну и что, если ребенок плохо слышит, видит или аутист. Разрабатывали индивидуальные программы, вписывали в классное сообщество. И до сих пор этим занимаемся. У нас свои программы для тех, кто мотивирован и хочет учиться быстрее, изучать предметы глубже, есть поддержка для тех, кто в ней нуждается", – рассказывает Исакова.
Первые годы это был уход от советской школы к латвийской, потом от латвийской к европейской. "Максима" стала первой гимназией, в которую набрали сразу все классы – с 1-го по 12-й.
Александр Филей - Sputnik Латвия, 1920, 10.01.2022
Языковая реформа в латвийской школе глазами русского учителя
Более десяти лет школа обеспечивала себя самостоятельно, жила без дотаций. Но уже тогда наметились первые признаки дискриминации по языковому признаку – латышские частные школы поддерживало государство, а русские – нет, говорит Ольга Исакова. Пришлось подавать иск в Конституционный суд, и дело удалось выиграть.

Без права на собственные методики

Но после этого государство постепенно стало закручивать гайки, лишая частную русскую школу "возможности творить так, как хочется, хотя изначально это была альтернатива государственному образованию именно по причине большей свободы и маневренности".
"Казалось бы, если мы частная школа, мы по-другому смотрим на все. Если я не нарушаю конституционные права ребенка, законы, то технология, методика обучения – на каком языке, какой перечень предметов, как я строю учебный процесс, не должна никого волновать. Я выполняю государственный заказ? Да. Мои дети сдают экзамены? Да. На хорошие оценки? Да. Они конкурентоспособны, знают то, что должны знать выпускники 9-х и 12-х классов? Да. Значит, я свою работу выполнила. А как мне к этому приходить, диктовать не надо. Но нет же – мне не дают свободы выбора", – возмущается Ольга Исакова.
А сейчас уже говорят о количестве детей в классах – в потоке должно быть 120 человек. Но ни одна частная школа – ни латышская, ни русская – не может это выполнить, продолжает она.
"Один из факторов, что отличает частную школу от государственной, и есть количественный показатель детей в классе. Еще Макаренко говорил, что в классе должно быть не больше 15 человек. И вообще, есть такое понятие – числовая квота обучения. Вот язык, например, нельзя учить, когда в классе 25 человек, а согласно установке Минобразования, делят только, когда в классе 26 человек. Но в частной школе одна из методик – ребенок должен начать говорить, читать и писать одновременно. А теперь представьте 25 человек в классе. Сколько времени можно выделить на одного ученика, какой будет КПД? Максимум – 18%", – поясняет педагог.

Государственные, частные – всех на латышский

И последнее требование – языковая реформа, которая подразумевает полный перевод русских школ на латышский язык обучения.
"Когда люди платят деньги, они же хотят, чтобы их детей учили в комфортных условиях, а это в первую очередь на родном языке, потому что ребенок на этом языке мыслит, получает социальный опыт. И естественно, что ему так легче включаться в учебный процесс. Что в этом смысле делаем мы – работаем относительно уровня знания латышского у детей. Если ученики хорошо знают латышский и могут эти знания переносить на другой предмет, или он не так значительно отягощен, как например, математика, учим на латышском", – говорит Ольга Исакова.
Депутат Рижской думы Инна Дьери - Sputnik Латвия, 1920, 29.12.2021
Инна Дьери: даже не билингвально - учиться будем на русском!
В то же время она отмечает, что учить гуманитарные предметы на неродном языке очень сложно. Например, историю – "один из самых сложных предметов, ведь в нем и специфическая лексика, и понятийный аппарат много чего требует". "Даже на русском языке не все дети могут сразу во все вникнуть, во всем разобраться, а задача поставлена – на латышском…"
Когда осенью 2017 года правительство вновь добралось до русских школ и приняло решение о полном переводе школ нацменьшинств на латышский язык обучения, включив сюда и частные школы, гимназия "Максима" подала иск в Конституционный суд Латвии. Но процесс был проигран. Тогда иск был подан уже в ЕСПЧ, однако и там посчитали проблему несущественной. Затем иск в Европейский суд по правам человека был подан от общества родителей гимназии "Максима". И снова безрезультатно.
После этого иски в Европейский суд по правам человека стали подавать непосредственно родители учеников, как частных, так и государственных школ. И как мы уже писали, в данный момент Европа прислушалась к просьбам родителей вернуть образование в Латвии на русском. Теперь все, в том числе латвийское государство, ждут, каким будет решение.
Некоторые эксперты в беседах с корреспондентом Sputnik говорили, что у частных школ есть большие шансы выиграть это дело. При этом сама Ольга Исакова считает, что в Латвии должен быть принят отдельный закон по частному образованию.

Как перехитрить государство и учиться на русском

Языковая реформа убивает русские школы, однако досталось не только школам нацменьшинств. Сейчас во всех латвийских школах проходит сразу несколько реформ. Помимо языковой, это реформа компетентностного подхода, когда значительная часть материала школьных предметов должна замыкаться на реальной жизни. Например, на математике должна рассматриваться не гипотетическая ситуация, а разбираться, к примеру, счет за электричество. Но нет ни наработанного материала, ни методичек, ни свободного времени у преподавателей на их составление. Только указ сверху – переходить.
Дальше – оптимизация, когда из-за территориальной реформы, низкой рождаемости и отъезда населения одни школы приходится закрывать, а другие укрупнять.
Четвертая реформа – оплаты труда учителя. Идут споры, сколько времени преподаватель должен непосредственно находиться в школе, а сколько готовиться к урокам. Вспомогательных институтов в Латвии нет, и опираться приходится только на собственные наработки и личную подготовку.
"Может, я ошибаюсь, но у меня мнение, что латвийская школа переживает кризис. Есть и внешние признаки – это количество репетиторства. Оно просто бешеное. Когда открываешь социальную сеть и читаешь, что ребенку во втором классе нужен учитель математики, а в 7-м – химии, это в голове не укладывается. Репетиторство стало какой-то модой", – поражается собеседница.
 Бывший депутат Юрмальской думы Елизавета Кривцова  - Sputnik Латвия, 1920, 23.11.2021
Елизавета Кривцова: латвийским школам срочно нужны русские учителя
В то же время она рассказывает, как благодаря этому появилась возможность уйти от главной беды что государственных, что частных школ – языковой реформы. Найти лазейку помогла и пандемия с дистанционными уроками, и уход в российское онлайн-образование.
В Латвии можно переводить ребенка на домашнее обучение, поясняет Ольга Исакова. В этом случае родители вольны выбирать – учить детей самостоятельно или с помощью репетиторов. Главное, чтобы был результат. И вот тут сработала смекалка. Родители стали переводить своих детей на домашнее обучение, объединяться в группы и обучать детей на родном языке. Получилось что-то вроде маленьких частных школ, которым не нужны здания и преподавательский штат. Достаточно снять помещение либо просто собираться у кого-то дома, а там уже самостоятельно, например, чередуясь с родителями, или с помощью репетитора учить сразу несколько детей. И дешевле, чем в частной школе, и даже комфортнее, поскольку на русском языке.
А русским частным школам Латвии остается только ждать решения ЕСПЧ и добиваться принятия отдельного закона, который бы предоставил частным учебным заведениям больше прав.
Лента новостей
0