Как мы храним и теряем память: что значит для Латвии День освобождения Риги

© Sputnik / Sergey Melkonov13 октября в День освобождения Риги от немецко-фашистских захватчиков дипломаты посольства России, представители РСЛ, Соцпартии и общественных организаций возложили цветы к памятнику Освободителям Риги в Задвинье
13 октября в День освобождения Риги от немецко-фашистских захватчиков дипломаты посольства России, представители РСЛ, Соцпартии и общественных организаций возложили цветы к памятнику Освободителям Риги в Задвинье - Sputnik Латвия, 1920, 14.10.2021
Подписаться
Тринадцатое октября - памятная дата, День освобождения Риги от нацистов, или, как говорили раньше, от немецко-фашистских захватчиков. У памятника Освободителям в этот день собралась горстка помнящих и не боящихся своей памяти, чтобы возложить цветы к подножию мемориала
РИГА, 14 окт — Sputnik, Владимир Дорофеев. Около полусотни человек собрались в среду, 13 октября, в 10:00 около памятника Освободителям Риги, чтобы почтить память советских воинов. Из официальных лиц присутствовали только дипломаты российского посольства, из общественных – Русский союз Латвии и Социалистическая партия Латвии, Балтийское географическое общество да Антифашистский латвийский комитет. Больше всего у памятника было пенсионеров, все-таки среда – день рабочий. Но и пенсионеров было немного – пандемия плюс осенняя погодка тоже подсократили число пришедших.
Благодарная память Освободителям Латвии сегодня дело неблагодарное и даже подозрительное. На многих праздниках присутствуют операторы от латвийских спецслужб, фиксирующие на камеру всех пришедших. Такое пристальное внимание приятно не всем, но для тех, кто остался верен своей памяти – скрывать ее более мерзко, чем попадать в списки "неблагонадежных".
© Sputnik / Sergey Melkonov13 октября в День освобождения Риги от немецко-фашистских захватчиков дипломаты посольства России, представители РСЛ, Соцпартии и общественных организаций возложили цветы к памятнику Освободителям Риги в Задвинье
13 октября в День освобождения Риги от немецко-фашистских захватчиков дипломаты посольства России, представители РСЛ, Соцпартии и общественных организаций возложили цветы к памятнику Освободителям Риги в Задвинье - Sputnik Латвия, 1920, 14.10.2021
13 октября в День освобождения Риги от немецко-фашистских захватчиков дипломаты посольства России, представители РСЛ, Соцпартии и общественных организаций возложили цветы к памятнику Освободителям Риги в Задвинье
Сегодня, кстати, оператора спецслужб замечено не было. А может, просто хорошо спрятались. Но и людей тоже пришло немного. Впрочем, российские дипломаты в этот день возлагали цветы сразу в нескольких местах. И, возможно, спецслужбы ловили "шпионов" на других кладбищах. В этот день свежие венки и цветы появились у девяти рижских памятников освободителям: на Гарнизонном, Покровском, Ивановском, Торнякалнском, Зиепниеккалнском кладбищах, а также на территории кладбищ Матиса, "Шмерли", "Плявниеку" и "Плескодалес".

Как мы теряем память?

Меня же мучил извечный вопрос - как и где мы растеряли общественную память о советских освободителях? Задавать этот вопрос тем, кто пришел к памятнику и сохранил благодарность освободителям, несколько наивно, но с другой стороны, кого еще это по-настоящему волнует?
Оказалось, что память стала теряться еще в советское время, становясь формальной. А в годы латвийской независимости, наоборот, крепла. Искреннее всего благодарны те, которые еще мальчишками и девчонками много и часто общались с солдатами-победителями, восстанавливавшими после войны вместе со всеми разрушенную до руин Латвию. Им, нынешним старикам, просто смешны попытки исказить историю и вылепить из солдат-освободителей монстров. Но чем моложе человек, тем сложнее его путь к пониманию истории, в которой солдаты, которых он никогда вживую не видел, не оккупанты, а освободители.

Живая память старшего поколения

Владимир Фролов, председатель Соцпартии, представитель послевоенного поколения, которое еще имело возможность общения с молодыми ветеранами Великой Отечественной. Для его поколения встречи с ветеранами еще не были формальностью, а память войны была повсюду. Например, живший в Аплокциемсе Владимир часто приходил к Кишэзерсу. Он отлично помнит, как песчаная дюна возле нынешнего памятника Освободителям была усеяна осколками снарядов, из которых мальчишки даже выковыривали порох.
© Sputnik / Sergey Melkonov13 октября в День освобождения Риги от немецко-фашистских захватчиков дипломаты посольства России, представители РСЛ, Соцпартии и общественных организаций возложили цветы к памятнику Освободителям Риги в Задвинье
13 октября в День освобождения Риги от немецко-фашистских захватчиков дипломаты посольства России, представители РСЛ, Соцпартии и общественных организаций возложили цветы к памятнику Освободителям Риги в Задвинье - Sputnik Латвия, 1920, 14.10.2021
13 октября в День освобождения Риги от немецко-фашистских захватчиков дипломаты посольства России, представители РСЛ, Соцпартии и общественных организаций возложили цветы к памятнику Освободителям Риги в Задвинье
В школу на праздники приходили ветераны, солдаты и партизаны, и они были достаточно молоды, чтобы барьер поколений не был слишком высок. Во многих семьях были живые ветераны. Память о войне была естественной частью жизни. Многие из коллег по работе в милиции тоже были солдатами-освободителями, и их отношение к войне во многом повлияло и на Владимира.
"То, что нас здесь так немного в период пандемии и в рабочий день. Очень многие отмечают эту дату в домашнем режиме, но обсуждают ее между собой и делятся друг с другом новостями, связанными с этой датой. Говорить о забвении нельзя. Конечно, латышские националисты проделали большую работу по осквернению памяти предков и искажению истории. Но в некоторых семьях память живет. И от внешнего давления становится только крепче. Можно сколько угодно писать, как это делает латышская пресса, что, дескать, мы пришли поминать с благодарностью "оккупантов" родной земли – это очевидные для помнящих ложь и ерунда. Каждый помнящий знает, как много латышей и других латвийцев участвовало и в освобождении, и в зачистке лесов от нацпартизан. Как помнят и то, от какого ужаса освободили Латвию советские солдаты. Те, кто чтут Победу, благодарны за свободу вместо рабства, за жизнь вместо смерти", – заявил Фролов.

Семья и школа

Самой молодой из пришедших была 24-летняя Екатерина Гаврилова, из РСЛ. В школе она совершенно не помнила эту дату - День освобождения Риги, - сконцентрировавшись на главном празднике 9 Мая.
"Я с 12 лет стала приходить 9 мая к памятнику Освободителям с отцом, для которого ежегодный визит к этому монументу был традицией совести. Дату освобождения Риги я стала отмечать, когда стала участвовать в мероприятиях РСЛ и Антифашистского комитета. В принципе, все равно главной датой памяти осталось именно 9 Мая, когда от нацистов освободилась не только Рига, но и весь мир. Хотя, конечно, сегодня уже понятно, что освободилась не навсегда. Давление общества, не принимающего мое понимание истории, мало что для меня значит. Во мне мое понимание живет, для меня советские воины – освободители, а не оккупанты, и на все попытки переделать мое восприятие истории я могу смотреть только с иронией", - пояснила Екатерина.
© Sputnik / Sergey Melkonov13 октября в День освобождения Риги от немецко-фашистских захватчиков дипломаты посольства России, представители РСЛ, Соцпартии и общественных организаций возложили цветы к памятнику Освободителям Риги в Задвинье
13 октября в День освобождения Риги от немецко-фашистских захватчиков дипломаты посольства России, представители РСЛ, Соцпартии и общественных организаций возложили цветы к памятнику Освободителям Риги в Задвинье - Sputnik Латвия, 1920, 14.10.2021
13 октября в День освобождения Риги от немецко-фашистских захватчиков дипломаты посольства России, представители РСЛ, Соцпартии и общественных организаций возложили цветы к памятнику Освободителям Риги в Задвинье
Честно говоря, я – Владимир Дорофеев, 47-летний рижанин, тоже абсолютно не помню эту дату по школе. У нас еще были учителя, прошедшие войну, но их рассказы как-то не задержались в памяти. День Победы, 9 Мая, отмечали и в семье, и в школе, но семейная история, история моего деда-освободителя, значила больше, потому что в ней не было пустого школьного пафоса, а была искренность. Мой дед мог не праздновать свой день рождения, но День Победы отмечал всегда, говоря о том, что это день рождения и Свободы всех живущих. День освобождения Риги я стал отмечать уже значительно позже окончания школы, в независимой Латвии. Несмотря на то, что в советской школе такая память приветствовалась, а ныне – совсем нет.

Война не повод для пустого бахвальства

Несколько иные воспоминания и у 55-летнего Мирослава Митрофанова, сопредседателя РСЛ, начинавшего свою жизнь в Даугавпилсе. Праздник освобождения Даугавпилса - летний, 27 июля, и, приходясь на каникулы, никогда школьным не был. Днем памяти для Мирослава он стал уже в независимой Латвии, благодаря усилиям Русской общины Латвии и РСЛ. Теперь этой традиции уже 30 лет. Есть и дети, воспитанные именно в ней, воспитанные искренне и без пафоса. О школьных встречах с ветеранами Мирослав вспоминает как о формальных и не оставивших следа в памяти. Да, дескать, были приглашенные школой и шефским заводом ветераны, но след в душе оставили не они, а родной дядя, прошедший пулеметчиком от Волги до Берлина. И отношение к войне, как к мерзости, которая никогда больше не должна повториться, – оно именно от орденоносного родственника-героя.
Мирослав полагает, что независимость Латвии помогла избавить светлую память воинов-освободителей от замшелого и ненужного официоза. Продолжили отмечать памятные даты те, кто искренне пронес благодарность освободителям, тем, кто хранил память предков. И память эта начиналась не с бравурных маршей, а с уборки могил. Конечно, благодаря изменению образовательных стандартов и определенного давления на учителей и на школы, молодежь участвует в таких мероприятиях мало. Но это не означает, что семейные традиции не передаются и что молодежь не интересуется событиями тех лет. Некоторые интересуются. И те, чей интерес искренен, во стократ важнее для памяти, чем формальные участники официальных мероприятий.
© Sputnik / Sergey Melkonov13 октября в День освобождения Риги от немецко-фашистских захватчиков дипломаты посольства России, представители РСЛ, Соцпартии и общественных организаций возложили цветы к памятнику Освободителям Риги в Задвинье
13 октября в День освобождения Риги от немецко-фашистских захватчиков дипломаты посольства России, представители РСЛ, Соцпартии и общественных организаций возложили цветы к памятнику Освободителям Риги в Задвинье - Sputnik Латвия, 1920, 14.10.2021
13 октября в День освобождения Риги от немецко-фашистских захватчиков дипломаты посольства России, представители РСЛ, Соцпартии и общественных организаций возложили цветы к памятнику Освободителям Риги в Задвинье
Нас с Мирославом объединяет то, что мы – родители современных учеников латвийской школы. И наблюдения у нас схожие – в отсутствии памяти виноваты отнюдь не современные учебники истории.
"Латвийская школьная программа вовсе не выстроена как антипропаганда советской истории. Это уход от обучения истории вообще. Масса молодежи (и русской, и латышской) вообще ничего не понимает. Во вселенной супергероев Marvel, всяких бэтменов и суперменов эти подростки разбираются лучше, чем в истории своих дедов и прадедов. К освободителям у них нет ни любви, ни ненависти, никакой позиции. Они просто не знают эту страницу истории. Знают только те, у кого есть семейные традиции. И они разные. Но и тех и других – немного", – поясняет Митрофанов.
Версии истории, которые рассказывают латышские школьники, у знающих людей вызывают горький смех недоумения, отмечает Митрофанов, часто общающийся с молодежью. Это, по его словам, "какая-то дичь, замешанная на сплетнях, смешанных с семейными преданиями".
Как пример, это версия, в которой Вторая мировая война – это война Европы и Америки против России. И Латвия в ней была вместе с Германией и США. И это не из-за того, что в учебниках такое написано. В учебниках такого и близко нет. Просто учиться по этим учебникам – не обязательно. А в семьях... А в латышских семьях у многих восприятие истории – это восприятие проигравших.
Примерно 40% латвийских жителей того времени воевали на стороне СССР и потом участвовали в зачистках национальных партизан и высылках в Гулаг пособников нацистов. Во всем этом массово принимали участие латыши. Но у нынешних латышей очень часто деды воевали по обе стороны фронта.
© Sputnik / Sergey Melkonov13 октября в День освобождения Риги от немецко-фашистских захватчиков дипломаты посольства России, представители РСЛ, Соцпартии и общественных организаций возложили цветы к памятнику Освободителям Риги в Задвинье
13 октября в День освобождения Риги от немецко-фашистских захватчиков дипломаты посольства России, представители РСЛ, Соцпартии и общественных организаций возложили цветы к памятнику Освободителям Риги в Задвинье - Sputnik Латвия, 1920, 14.10.2021
13 октября в День освобождения Риги от немецко-фашистских захватчиков дипломаты посольства России, представители РСЛ, Соцпартии и общественных организаций возложили цветы к памятнику Освободителям Риги в Задвинье
В советское время дети солдат гордились воинами-победителями, и их дети ими гордились. Сейчас конъюнктура изменилась, и они советских стесняются. Не тех зачистили, не тех в Сибирь сослали. Старики, заставшие войну, уже почти ушли. У их детей – новая, одобренная правительством "правда". И они ничего не рассказывают детям о "неправильных" с точки зрения сегодняшнего дня дедах. И, таким образом, для детей опыта прошлых поколений нет, не существует. Непонятно, почему их деды так поступали, в какое время те жили и за что были сосланы помогавшие немцам.
"Мы все, живущие в Латвии сегодня, дети той Победы. Мы бы просто не родились без нее. Миллионы погибших во Второй мировой оплатили своими смертями нашу жизнь. Если бы не Победа, не было бы не только нас, помнящих, но и, например, президента Латвии Эгилса Левитса, эту Победу отрицающего. Его бы тоже не было. Его отца уничтожили бы, да и у матери шанс на жизнь был один к трем. Нацисты планировали оставить только треть латышей, остальных – либо использовать для управления в оккупированной России, либо "выслать за Урал". А это выражение у немецких нацистов часто служило прикрытием к массовому уничтожению. Евреев же в общественных дискуссиях тоже не планировали уничтожать. В обществе рассуждали о добровольном переселении, потом о насильственной, но "вынужденной" депортации. Но уничтожать и забирать имущество уничтоженных оказалось выгоднее. Технология была отработана и на евреях, и на цыганах. До латышей просто очередь не дошла. А так бы тоже "уехали в далекий край", – заключил сопредседатель РСЛ.
Лента новостей
0