В следующий Сейм за счет бедняков Латвии?

© Sputnik / Илья Питалев / Перейти в фотобанкОдинокая женщина у автобуса
Одинокая женщина у автобуса - Sputnik Латвия, 1920, 02.10.2021
Подписаться на
Бюджет 2022 года, который начали обсуждать правящая коалиция и министры, носит явный предвыборный характер: раздаются обещания "раздать всем сестрам по серьгам", однако очевидно, что деньги на это будут изыскиваться в карманах тех, кого облагодетельствовали
РИГА, 2 окт — Sputnik, Зинаида Юшкевич. Ответственность за невыполненные обязательства руководители государства великодушно передают самым бесправным – самоуправлениям, которые могут недосчитаться 134 миллионов евро. Это очередной удар по регионам, бюджеты которых последовательно сокращаются с 2019 года, когда приступило к работе правительство Кариньша.

Вам, мне, Остапу и Ибрагимовичу

Деление налоговых доходов между государством и самоуправлениями напоминает "Золотого теленка" Ильфа и Петрова. Паниковский оделял деньгами себя и Шуру Балаганова щедро, а "Остапу Ибрагимовичу" (Бендеру) оставлял явно меньший куш. В отличие от Бендера, быстро установившего справедливость, латвийские местные власти вынуждены "съедать" все новые инициативы из Риги.
Если в 2019 году совокупные доходы самоуправлений Латвии по плану и фактически составляли чуть более 3 миллиардов евро (3,005 546 343), то в 2020 году они снизились по плану до 2, 961 936 599 евро (минус 43,6 миллиона) и были выполнены с небольшим превышением.
Евро - Sputnik Латвия, 1920, 25.08.2021
Бюджет-2022: премьер Кариньш пообещал не поднимать налоги
Бюджеты самоуправлений и их исполнение можно посмотреть здесь>>>
Дефицит бюджетов на 2019 год составил 48 миллионов евро при плане около 400 миллионов за счет того, что план по доходам был превышен на 121 миллион евро, а расходы удалось сэкономить более чем на 300 миллионов.
В 2020-м дефицит бюджетов начал распухать: планово он достиг уже 477,6 миллиона евро, а фактически самоуправлениям удалось вывести его на 38,8 миллиона.
В бюджете 2021 года правительственная коалиция оттяпала у самоуправлений 5% доходов, уменьшив их долю в собираемом подоходном налоге с населения с 80% до 75%. Это было уже не первое покушение на местные власти: при налоговой оптимизации нынешнего еврокомиссара Валдиса Домбровского их доля в налоговом доходе была cнижена с 90% до 80%.
Приняв бюджет 2021 года, невзирая на робкие возражения Латвийского союза самоуправлений, Сейм превратил в должников треть существовавших в стране до реформы нынешнего года самоуправлений: 77. Особенно тяжко пришлось Латгалии, где доля доходов от подоходного налога критически важна (с недвижимости там не выжмешь денег).
Фактически план доходов самоуправлений составляет на 2021 год 2, 813 088 268 евро, и это сразу на 148,8 миллиона меньше, чем в 2020-м., или втрое больше, чем решилось оттяпать правительство в 2020 году. Планируемый дефицит подскочил сразу в полтора раза, до 636,7 миллиона евро.
Купюра 500 евро - Sputnik Латвия, 1920, 02.07.2021
Аппетиты растут: министерства хотят прибавки в бюджете-2022
И это немудрено: отнимая налоговые доходы, государство одновременно возложило на плечи "братьев своих меньших" повышение зарплаты дошкольных педагогов, оплату школьных обедов, которые ранее финансировались из бюджета. Были отменены дотации на специальные школы.
Самоуправления просили целевых дотаций из бюджета хотя бы на образование и приоритетные инвестиционные проекты, но получили милостивое разрешение минфина... брать в долг. До 400 тысяч евро. Даже на то, чтобы подготовить проекты для софинансирования из фондов ЕС и Фонда восстановления.
Год назад на упорных переговорах удалось добиться, чтобы законодатель не повышал "гарантированный минимальный доход" (garantētais minimalais ienākums, GMI) и условия получения статуса малоимущего. Но сейчас правящей коалиции не до сантиментов. Она же обещала "три раза по 500" (минимальная зарплата, необлагаемый минимум, пенсия) и хоть что-то ей надо предъявить народу.
Это делается все тем же испытанным способом: путем отъема у самоуправлений, которые в 2022 году недосчитаются еще 134 миллионов евро.

Подкуп избирателей

Минимальная зарплата уже повышена, на 2022 год запланировано и повышение не облагаемого налогами минимума. С 1 января он запланирован в размере 350 евро, с 1 июля – 500 евро. Скажете, это банальный подкуп избирателей? Нет, это просто совпадение.
Если при нынешней минималке и минимуме 300 евро работник получает на руки 424 евро, а 31 евро с его зарплаты получает самоуправление, то с января из кармана самоуправления в карман жителя перетечет 10 евро (434 и 21), а с 1 июля самоуправление не получит уже ничего.
Монеты номиналом 1 евро на фоне банкнот номиналом 10 и 20 евро - Sputnik Латвия, 1920, 24.11.2020
Размер минимальной зарплаты в Латвии с 2021 года вырастет
Чистый навар получателя минималки за год составит 312 евро. И ровно столько же недополучит самоуправление.
Тем временем правительство продолжает наступать на местные власти: оно обязывает их повысить планку GMI и условия получения статуса малоимущего. Если кто не знает, то "гарантированный минимальный доход" в Латвии – это модный прикид вместо прожиточного минимума, который перестали исчислять в 2014 году, объявив пережитком советского прошлого.
На 2013 год он составлял 262 евро. К концу десятилетия эта сумма прогнозируемо могла вырасти до 500, но о минимуме забыли, предложив концепцию GMI без привязки к минимальной потребительской корзине. Это очень удобно: козырять абсолютными цифрами, не вникая, сколько останется у человека после всех необходимых платежей и останется ли вообще что-нибудь.
Покупки в магазине - Sputnik Латвия, 1920, 24.01.2020
В зоне риска бедности: почему власти Латвии спрятали от народа прожиточный минимум
"Когда-то софинансирование GMI со стороны государства составляло 50%, и это считалось жестко по отношению к самоуправлениям. Потом потихоньку и это отняли, предоставив нам самим обеспечивать гарантированный минимум. Теперь правительство принимает решения, чтобы красиво выглядеть: мы увеличиваем минимальную зарплату, необлагаемый минимум, увеличиваем GMI, заявляя о софинансировании целых 30%", -- напоминает мэр Резекне Александр Барташевич.
Барташевич отмечает, что самоуправление поддерживает рост благосостояния жителей, но он должен быть обеспечен финансированием в соответствии с законами о финансовом управлением и о бюджете.
"Давайте нести за это солидарную ответственность, а то политические дивиденды получает правительство, а все решения, связанные с финансированием этих хороших решений, падают на плечи самоуправлений. Однако названные мной законы год за годом не выполняются, более того: у нас деньги отнимают. Ассоциация больших городов предлагала вернуть пропорцию распределения подоходного налога с 75:25 на 80:20. Но даже если мы увеличим ее до 85:15, мы не покроем те решения, которые планируются на 2022 год. Это нечестная игра, и самоуправлениям надо консолидироваться и начинать отстаивать свои интересы", - считает градоначальник.
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала