Все сделала пандемия, а не власти: почему растет промышленность в Латвии

© Public domain / Liepāja fotogrāfijās / Žurnālisti iepazīst uzņēmuma "Caljan Latvia" darbuПроизводственный процесс на предприятии "Caljan Latvia"
Производственный процесс на предприятии Caljan Latvia - Sputnik Латвия, 1920, 17.09.2021
Подписаться
Европейские производители из-за нарушения логистических цепочек готовы размещать часть своих заказов не в Китае, а в Балтии
РИГА, 17 сен — Sputnik. Центральное статистическое управление (ЦСУ) опубликовало оптимистичные данные развития латвийской промышленности. Согласно им, в целом промышленное производство в нашей стране в июле 2021 года, по сравнению с июлем прошлого года, выросло на 8,4%.
Сравнительно быстро стала развиваться и обрабатывающая промышленность. За год ее рост составил 7,9%. Он был отмечен в 17 из 22 промышленных отраслей, многие из которых высокотехнологичные и производят продукцию с высокой добавленной стоимостью, пишет журналист Александр Васильев на своей странице в Facebook.
Мясная продукция из Латвии на прилавке в одном из продуктовых магазинов Москвы - Sputnik Латвия, 1920, 31.07.2021
Чиновники признали свой проигрыш в развитии латвийской промышленности
Никто особо не удивился, что во время пандемии COVID-19 на треть выросло производство фармацевтической продукции. Это было ожидаемо. Равно как и посткризисное развитие таких традиционных для Латвии отраслей, как производство бумаги (+15%), пошив одежды (+13,4%), производство напитков (+18,4%), производство электрооборудования (+7,4%), производство мебели (15,5%) или деревообработка (+3%).
Несколько неожиданно выглядели данные ускоренного роста целого ряда других высокотехнологичных отраслей:
• химическое производство – 31,7%;
• производство автоприцепов и запасных частей к автомобилям – 34%;
• производство готовых изделий из металла – 20,7%;
• производство оборудования и механизмов машиностроения – 19,9%.
И эти данные требуют некоторого объяснения.
Безусловно, нынешний рост заметен на фоне восстановления после быстрого падения объемов промышленного производства во втором квартале 2020 года. Тогда, в апреле прошлого года, оно скатилось к уровню осени 2016 года. Однако этому росту есть и другие объяснения.
Горькие уроки пандемии коронавируса европейским производителям наглядно показали, как могут одномоментно разрушиться годами и десятилетиями создаваемые логистические цепочки. И теперь быстрая доставка промышленного сырья, важнейших комплектующих и целого ряда необходимой готовой продукции из "мировой мастерской" - КНР и других стран АТР - оказалась нарушенной, а нередко и полностью парализованной.
Да что говорить о последствиях пандемии. Один севший в конце марта 2021 года на мель и перегородивший Суэцкий канал гигантский контейнеровоз "Эвер Гивен" смог почти на неделю приостановить 12% мировой внешней торговли. Таковы реальные риски в последнее время.
Драматические итоги последних месяцев все чаще стали подводить европейских производителей к мысли, что при незначительно большей стоимости самого промышленного производства, значительно меньших транспортных расходах и сравнительно равного (и даже несколько лучшего) качества конечного продукта теперь становится выгоднее размещать часть своих заказов не за тридевятью морями, а поблизости – на окраине Европы в странах Балтии.
Эти тенденции отчасти подтверждаются другими статистическими данными. В июле 2021 года за год стоимость экспорта латвийских товаров выросла на 25,5% до 1,33 миллиарда евро в месяц.
Видимо, поэтому относительно быстрое развитие латвийской промышленности за последние месяцы вдохновило нашего премьер-министра Латвии Кришьяниса Кариньша с гордостью заявить, что, к примеру, желание развивать транзит является "устаревшим мышлением, мешавшим государству (развиваться)". И далее: "Средством от этого станет мудрая реиндустриализация, что означает рабочие места и зарплаты людям, а не зарплаты лишь паре человек, которые в таком монопольном положении зарабатывают просто за счет транзита".
Рижский порт - Sputnik Латвия, 1920, 16.09.2021
Транзит
Железная дорога и порты Латвии продолжают терять транзитные грузы: данные Минсообщения
После этого как не помечтать о стремительном развитии латвийской промышленности. Вот только ее основная проблема состоит в том, что этот рост главным образом идет вопреки, а не благодаря действиям правительства. Оно не предпринимает никаких реальных шагов, чтобы предоставить дополнительные преференции хотя бы тем отраслям промышленности, которые успешно производят продукцию с высокой добавленной стоимостью. А только все больше и больше закручивает налоговый пресс.
Кстати, согласно данным все того же ЦСУ ЛР, и в 2021 году транспортная отрасль латвийской экономики продолжила свое падение. В первом полугодии грузооборот латвийских портов сократился на 9,6%, а грузоперевозки по латвийской железной дороге еще на 11,9%. И теперь ее руководство планирует уволить дополнительно 700 работников и запросить несколько десятков миллионов госдотаций.
Лента новостей
0