"Все очень проблематично": Карен Шахназаров о будущем латвийского кинематографа

© Sputnik / Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанкРежиссер Карен Шахназаров
Режиссер Карен Шахназаров  - Sputnik Латвия, 1920, 01.09.2021
Подписаться на
Культовый советский и российский кинорежиссер, сценарист, кинопродюсер и общественный деятель Карен Шахназаров побеседовал с корреспондентом Sputnik Латвия, поделившись своей позицией насчет дел в латвийском кинопроизводстве
РИГА, 1 сен — Sputnik, Евгений Лешковский. На днях в Риге в рамках проекта "Культурная линия" и при содействии международного медиаклуба "Формат А-3" состоялась особая онлайн-встреча на латвийском радио Baltkom: журналисты буквально со всех регионов Латвии задавали вопросы гуру российского кино, одному из культовых советских и российских режиссеров Карену Шахназарову – директору легендарного "Мосфильма", члену Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии, члену Общественной палаты Москвы и члену правления Национальной академии кинематографических искусств и наук России, наконец, знаменитому продюсеру и лауреату премии "Ника". Беседа транслировалась в прямом эфире, принял в ней участие и корреспондент Sputnik Латвия.
Перед съемками на счастье традиционно разбили тарелку с названием фильма и подписями задействованных в нем - Sputnik Латвия, 1920, 31.01.2021
Время на паузе: над какими фильмами работают латвийские режиссеры
Побеседовали с Кареном Шахназаровым о самых разных проблемах киноотрасли, в том числе о том, что Карен Георгиевич уже давно предлагает включить продукцию советского кинематографа в обязательную школьную программу.

В школах должны показывать советское кино

- По крайней мере, в России это вполне реально, и идею неплохо было бы обсудить на уровне всего русского мира, в том числе бывших союзных республик, - считает Карен Шахназаров. - Хотя насчет реализации моей идеи даже в России мне пока ничего неизвестно. Я предложил это на Совете по культуре при президенте РФ, и президент одобрил, ему мысль понравилось, он сказал, что да, хорошая идея - давайте. Но пока мне неизвестно, на какой все стадии реализации.
Считаю, что это важно и что это правильно. И надеюсь, что это будет все-таки реализовано. По мне, так для этого не надо никаких больших и тяжелых действий. Если бы от меня зависело, я бы внедрил это в течение месяца. Ведь моя идея очень простая – один раз в неделю выделите два часа и показывайте детям хотя бы один фильм. Если вы будете показывать детям советское кино с первого класса (а очень много хороших советских картин можно вполне смотреть и с первого класса), то, думаю, все все поймут.
Южнокорейский режиссер Ким Ки Дук на церемонии закрытия 41-го Московского Международного кинофестиваля (ММКФ) в Москве - Sputnik Латвия, 1920, 11.01.2021
За Ким Ки Дуком следили спецслужбы? Визит режиссера в Латвию обрастает новыми деталями
Я, во всяком случае, помню, что фильм "Баллада о солдате" посмотрел, когда мне было семь лет, и я все понял, мне никто ничего не объяснял, никто со мной не проводил никаких идеологических лекций. Поэтому, я считаю, и теперь можно так же делать. Не надо никаких лекций, просто показывайте по одному действительно хорошему советскому фильму, и это останется в голове у молодого человека. Мне кажется, это станет важным элементом образования человека.
Кстати, во многих странах введены такие курсы кино в школьную программу. Во Франции есть, в Италии есть, и в Чехии тоже. Поэтому открытия здесь никакого нет. Конечно, все это должно делаться факультативно и на усмотрение педагогов, к примеру, в рамках той или иной темы, которую как раз сейчас рассматривают на общих занятиях.

Государство не должно финансировать кинопроизводство

- Кинематограф - это важная составляющая образования человека, - продолжает собеседник. - И чем фильмы более качественные (во всех смыслах), тем лучшие зерна падают в душу человека. Увы, но в современной России слишком мало фильмов теперь снимают: 100 картин в год - это очень мало для такой огромной страны, как Россия. Франция, насколько я помню, делает 400 картин в год. При том, что население Франции 60 миллионов, а в России живет 150 или даже больше.
И не стоит все время говорить, что государство должно вливать деньги в производство фильмов, чтобы те были качественными (во всех смыслах) и приносили бы серьезную прибыль. И у меня позиция в этом смысле, наверное, не очень популярная, в том числе и среди моих коллег: я считаю, что государство вообще не должно финансировать кино, оно должно быть рыночным. Строго говоря, умеешь ты найти деньги, умеешь сделать качественный фильм, который потом принесет и прибыль, и славу, тогда ты - мастер.
И сам я, между прочим, в последний раз получал от государства деньги, когда снимал "Город Зеро" в 1988 году, а уже "Цареубийцу" советского я снимал не на государственные деньги, а нашел британского продюсера. Поэтому я и обращаюсь к режиссерам: ну, ребята, сами зарабатывайте, сами снимайте кино, которое станет кассовым. Другое дело, что нужен прокат - где показывать и для кого. В советские годы был огромный кинорынок, ведь население страны было фантастически большим. А что делать теперь режиссерам небольших стран, например, таких, как ваша Латвия, - тут вопросов много…

Печальное будущее латвийского кинематографа

Кинопроизводство в маленьких странах, как те же прибалтийские, конечно, почти невозможно, если мы говорим о большом кино, отметил Шахназаров.
В Таллине нельзя даже гвоздь забить: латвийский режиссер снимает провокационный фильм - Sputnik Латвия, 1920, 04.01.2021
Видео
"В Таллине нельзя даже гвоздь забить": латвийский режиссер снимает провокационный фильм
- В целом, насколько мне известно, в основном после распада СССР кино в небольших республиках либо исчезло вообще, либо находится в, прямо скажем, жалком состоянии. Ну, за исключением, может быть, Казахстана и Беларуси, которые довольно активно работают. Кинематограф - это слишком дорогостоящее дело, для него нужен рынок. Если вы живете в маленькой стране, как Латвия, то увы. Когда маленькие республики были частями огромной страны, тогда латвийские, армянские, грузинские кинематографисты работали на гигантский рынок (сколько там населения в СССР было? 250 миллионов? Около 300 миллионов… не помню), а после распада Союза, дело уже совсем другое.
Конечно, если у вас население два миллиона, какой тут рынок? На кого рассчитывать? Только если государство как-то будет спонсировать кинопроизводство, оно в крошечных странах возможно. Но государству, понятно, тоже сложно, - и помимо производства фильмов проблем валом. Латвия не может, наверное, производить даже пять больших игровых картин в год. Да и где она их будет показывать? Или тогда их надо снимать с прицелом на какой-то рынок – на российский, на европейский.
В общем, тут много вопросов, и все очень проблематично. Поэтому, на мой взгляд, кинематограф в небольших странах и не очень богатых, конечно, не способен развиваться полноценно.
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала