Госконтроль: в Латвии не помогают детям с особыми потребностями учиться

© Sputnik / Алексей Куденко / Перейти в фотобанкНИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ имени Н.Н. Блохина
НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ имени Н.Н. Блохина - Sputnik Латвия, 1920, 14.06.2021
Подписаться
Необходимые для получения специального образования комиссии проходят только в Риге, а в тридцати трех самоуправлениях детям с особыми потребностями негде учиться
РИГА, 14 июн - Sputnik. Ответственные учреждения безразличны к решению проблем детей с особыми потребностями, говорится в заключении Госконтроля.
Госконтроль провёл проверку, чтобы выяснить, имеют ли дети с особыми потребностями возможность получить образование, соответствующее их способностям и потребностям.
Пенсионеры - Sputnik Латвия, 1920, 11.02.2021
В Латвии могут выплатить разовое пособие в 200 евро пенсионерам и инвалидам
Выводы ревизии показывают, что не действия ответственных учреждений - Министерства образования и науки (МОН) и подведомственных ему учреждений, местных самоуправлений, образовательных учреждений - не всегда в первую очередь отвечают интересам детей.
Ревизия выявила недостатки даже в таких элементарных вещах, как время, затрачиваемое на важные решения для образования ребенка, физический доступ к местам принятия решений, обобщение и использование важной для ребенка информации.
Но есть и более серьезные проблемы - по-прежнему существуют школы-интернаты с ненадлежащими бытовыми условиями, которые отделяют детей от семьи и общества в целом.
Путь ребенка к специальному образованию начинается с заключения государственной или муниципальной педагогической медицинской комиссии. При этом попасть на заседание комиссии сложно, заявления в основном подаются по телефону, и хотя программа специального обучения и меры поддержки нужны ребенку немедленно, до момента, когда будет назначено заседание, может пройти несколько месяцев.
Согласно действующему порядку, ребенок должен обязательно участвовать в заседании государственной комиссии, однако они проходят в Риге, и даже физический доступ к местам проведения заседаний для детей с особыми потребностями часто затруднен.
По мнению аудиторов, необходимость такой процедуры должна быть оценена, особенно с учетом того, что на заседаниях в основном оцениваются только выводы, уже подготовленные специалистами.
Школьники младших классов в защитных масках - Sputnik Латвия, 1920, 16.02.2021
Эти деньги вернутся через НДС: демограф одобрил пособие на детей
В базу данных часто не вводится информация о мерах поддержки, необходимых для ребенка. В 2020 году меры поддержки не были указаны в 40% из 4 тыс 274 выданных заключений. Из-за этого информация о потребностях ребенка не доходит до образовательного учреждения.
По мнению ревизоров, в последние годы государственная политика в области специального образования в целом была правильной и способствовала включению детей с особыми потребностями в общеобразовательные школы, что подтверждается статистикой.
Однако вопрос доступа к специальному образованию как можно ближе к месту жительства ребенка по-прежнему актуален - десятая часть дошкольников и пятая часть детей младшего школьного возраста вынуждены получить такое образование в другом муниципалитете.
Ревизия показала, что как минимум тридцать три самоуправления не предоставляют специальные образовательные программы, не требующие значительных инвестиций в их разработку и реализацию, особенно в дошкольном возрасте, например, программа для детей с речевыми нарушениями.
Cоциальный проект «Услышь меня» о жизни детей с кохлеарными имплантами - Sputnik Латвия, 1920, 03.07.2020
Видеоклуб
"Услышь меня": десятилетний Егор рассказал о жизни с кохлеарным имплантом
В заключении Госконтроля также указано, что образовательные учреждения обязаны разрабатывать индивидуальные образовательные планы для детей с особыми потребностями, которые обучаются инклюзивно в общеобразовательных или специальных учебных заведениях, и осваивать программу для детей с тяжелыми отклонениями в развитии.
Эти планы должны отражать индивидуальный подход в соответствии с реальными потребностями ребенка, однако ревизоры обнаружили, что педагоги в основном документируют свою работу по оказанной поддержке, чтобы перечислить проведенные уроки, и что у образовательных учреждений нет единого подхода к тому, насколько подробная информация о поддержке и развитии ребенка должна быть включена в индивидуальный план обучения.
Госконтроль предлагает МОН разработать руководство по документированию поддержки, оказываемой детям, и ее результатов, чтобы обеспечить доступность и непрерывность этой информации как внутри самого учебного заведения, так и в случае смены учебного заведения.
Также Госконтроль также рекомендует разработать индивидуальные учебные планы для всех обучающихся по программам специального образования, независимо от того, учится ли ребенок в специальном учебном заведении или в общеобразовательной школе.
Лента новостей
0